Основы_информационных_технологий_2023

Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск
Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

e-mail: shk-32@mail.ru

Утверждено:
приказ директора № 188 от 28.08.2023

Рабочая программа
учебного предмета
Основы информационных технологий
5-6 класс

Первоуральск, 2023 год

Пояснительная записка
Изучение «Основ информационных технологий» в 5-6 классах вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, обеспечивая:
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий
«объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для
успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы
научного мировоззрения;
формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого
условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном
обществе;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с
данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная
безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации.
Учебный предмет «Основы информационных технологий» в основном
общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные
области
применения
информатики,
прежде
всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении основ информационных
технологий, находят применение как в рамках образовательного процесса при
изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть,
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов
обучения.

Учебный предмет «Основы информационных технологий» в основном
общем образовании интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной
деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования, изложение
которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали:
вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем
последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее
предпосылки для научного обобщения в старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета
«Основы информационных технологий» в виде следующих четырёх
тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы
информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии.
Учебный предмет «Основы информационных технологий» в 5-6 классах
изучается за счёт части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Программа учебного предмета «Основы информационных технологий»
для 5-6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года
обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
При проведении практических работ класс делится на группы.
Содержание обучения
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные
программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные
системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла
(папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS,

биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое
местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг.
Индивидуальный проект. Алгоритм работы по созданию индивидуального
проекта
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.
Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – записанная
(зафиксированная)
информация,
которая
может
быть
обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые,
с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства
абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка
изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.
Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу
(папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск
файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для
защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных).

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита
к двоичному.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем. Циклические
алгоритмы. Ветвление. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов
(процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора. Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные
элементы. Гиперссылки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения предмета «Основы информационных технологий» на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков,
в том числе в Интернете;
гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и
составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты
5 класс
Цифровая грамотность:
̶ соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о
правилах безопасного поведения в Интернете;
̶ искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации.
Теоретические основы информатики:
̶ называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
̶ понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
̶ запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
̶ создавать индивидуальный проект по одному из направлений
теоретической информатики («Компьютерная графика и её применение»).
Информационные технологии:
̶ создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов,
слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
̶ объяснять различие между растровой и векторной графикой;
̶ создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
̶ создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию.
Алгоритмизация и основы программирования:
̶ пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
̶ составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов.

6 класс
Цифровая грамотность:
̶ ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:
записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке
(каталогу);
̶ работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса: создавать, копировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов;
̶ защищать информацию, в том числе персональные данные, от
вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в
операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
̶ пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача
информации».
Теоретические основы информатики:
̶ иметь представление об основных единицах измерения информационного
объёма данных;
̶ сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов.
Информационные технологии:
̶ создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
̶ создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;
̶ создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с
элементами анимации.
Алгоритмизация и основы программирования:
̶ разбивать задачи на подзадачи;
̶ составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов, ветвлений и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Раздел и тема
программы

Цифровая
грамотность

Количество
часов

Деятельность учителя с
учётом рабочей программы
воспитания

Развивать у школьников
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу, творческие
способности.
Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником
4
Теоретические
Инициировать
и
основы
поддерживать
информатики
исследовательскую
деятельность учащихся в
рамках
реализации
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов
16
Информационные
Организовывать
технологии
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
для
школьников
ситуации
контроля и оценки
8
Алгоритмизация и
Организовывать
для
основы
школьников
ситуации
программирования
самооценки (как учебных
достижений отметками,
так
и
моральных,
нравственных,
гражданских поступков)
2
Резервное время
Развивать у школьников
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу, творческие
способности.
Реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности учащихся
со словесной (знаковой)
основой: систематизация
учебного материала
Всего – 34 часа, из них практических работ – 27.
4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

6 класс
№
п/п

Раздел и тема
программы

Цифровая
грамотность

Количество
часов

Деятельность учителя с
учётом рабочей программы
воспитания

Развивать у школьников
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу, творческие
способности.
Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником
6
Теоретические
Реализовывать
основы
воспитательные
информатики
возможности
в
различных
видах
деятельности учащихся
на основе восприятия
элементов
действительности:
анализ
проблемных
ситуаций
15
Информационные
Организовывать
технологии
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
для
школьников
ситуации
контроля и оценки
Алгоритмизация и 8
Организовывать
для
основы
школьников
ситуации
программирования
самооценки (как учебных
достижений отметками,
так
и
моральных,
нравственных,
поступков)
2
Резервное время
Развивать у школьников
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу, творческие
способности.
Реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности учащихся
со словесной (знаковой)
основой: систематизация
учебного материала
Всего – 34 часа, из них практических работ – 27.
3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».