Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 e-mail: shk-32@mail.ru Рассмотрено: педагогический совет от 17.05.2024 тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 Утверждено: приказ директора № 183 от 31.05.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Хоровое пение Направленность: художественная возраст обучающихся 8-14 лет срок реализации 3 года Первоуральск, 2024 Пояснительная записка Рабочая Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение» начального общего образования составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 г.; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта 2022 года № 678р); - Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2022 г. N 70226). - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ" (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); - Санитарноэпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Санитарные правила 2.4.3648-20) - «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство». -Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). - Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (утвержден Министерством просвещения РФ 17 июля 2023 года) (с изменениями от 19 июня 2024года). Общая характеристика программы: Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкальноэстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры. В общеобразовательной школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного воспитания слаженного детского коллектива. Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. Данная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения для детей общеобразовательной школы со 2 по 7 класс. При этом заниматься могут дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности, в том числе дети с ОВЗ. Согласно учебному плану, на занятие хорового пения отводится 3 часа в неделю. В хоре занимаются учащиеся, прошедшие собеседование и желающие петь. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио и т. д). В 1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе. Во 2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально – хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся. В 3 год обучения – происходит закрепление вокально – хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами. Цели и задачи программы «Хоровое пение» Цель программы: развитие музыкально - творческих способностей обучающихся в процессе пения хором, в ансамбле и в сольном исполнении, охрана и развитие детского голоса, воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через опыт сотворчества и сопереживания). Задачи: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) слушание (воспитание грамотного слушателя); б) исполнение (пение); в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Система отслеживания результатов. - наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос; - творческие задания; - выступление на вокально - хоровых конкурсах различного уровня; - учет результатов работы обучающихся проводится педагогом в виде качественно-словесной оценки на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. - результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, региональных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются через творческие достижения участников коллектива. - контроль знаний и умений обучающихся проводится на текущих занятиях и концертных выступлениях. Оценочные материалы Контрольные требования к точкам отчётности: - обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива; - сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных выступлениях; - отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины; - активная и плодотворная работа на занятиях; - уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара. Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю 37 занятий в год на каждый год обучения. Формы проведения: игра, вокально – хоровые упражнения, музыкально – ритмические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально - хоровая работа над произведениями, концерты. Содержание обучения 1-2 год обучения Модуль I. Вокально-хоровые навыки. Тема 1.1. Певческая установка, дыхание. Типы дыхания. Пение сидя. Пение стоя. Работа над дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Тема 1.2. Артикуляция, дикция. Подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного звука. Музыкальная фраза. Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении. Дыхание и тембр звука. Регулирование дыхания. Разные виды дыхания. Тренировка дыхания. Цепное дыхание. Пение в разных темпах. Пение выдержанного звука. Смена дыхания между фразами. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Тема 1.3. Звукообразование, звуковедение. Голосовые регистры. Певческая позиция. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Строение голосового аппарата. Артикуляция и дикция. Тренировка артикуляции. Звуковедение. Формы звуковедения. Правильное формирование и округление гласных. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки. Кантилена. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсирования. Тема 1.4. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Тема 1.5. Ансамбль звучания. Унисон - основа ансамблевого пения. Выработка активного piano. Кантилена. Модуль II. Работа над произведениями. Тема 2.1. Разучивание произведений. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения. Тема 2.2. Работа над выразительностью. Модуль III. Репетиции. Концертное исполнение песен, работа над выразительностью. 3 год обучения Модуль I. Вокально-хоровые навыки. Тема 1.1. Певческая установка, дыхание. Виды дыхания. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Тема 1.2. Артикуляция, дикция. Подготовка артикулярного аппарата к работе. Упражнения на артикуляцию и дикцию. Музыкальная фраза. Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении. Тема 1.3. Звукообразование, звуковедение. Голосовые регистры. Певческая позиция. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Строение голосового аппарата. Артикуляция и дикция. Тренировка артикуляции. Звуковедение. Формы звуковедения. Правильное формирование и округление гласных. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки. Кантилена. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсирования. Смена гласных на повторяющемся звуке, мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении, трезвучия вниз и вверх, небольшие мелодические обороты, простые поступенные секвенции. Тема 1.4. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Тема 1.5. Пение учебно-тренировочного материала. Модуль II. Работа над произведениями. Тема 2.1. Разучивание произведений. Разучивание текста песен по фразам в темпо - ритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения. Тема 2.2. Разучивание текстов песен. Работа над произношением. Художественное содержание произведения. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.). Связь музыки и текста. Модуль 3. Работа с солистами и ансамблями. Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Модуль 4. Репетиции. Концертное исполнение песен, работа над чистотой звучания. Планируемые результаты программы Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами учебного предмета. Личностные результаты освоения рабочей программы по «Хору» для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности; - знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; - проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; - уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; -стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. ДуховноНравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: - восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; - умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; - стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: - первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; - бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: - установка на посильное активное участие в практической деятельности; - трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; - интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинноследственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: - на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; - с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; - сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; - анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: - воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; - выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); - передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; - осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - готовить небольшие публичные выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): - стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; - переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.) Предметные результаты 1 год обучения Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие программу «Хоровое пение» - с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; - осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; - имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; - с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; - стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения программы «Хоровое пение» сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: - воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); - осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей; - различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; - исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; - участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров; - классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; - различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; - различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; - различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; - воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; - характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; - соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. 2 год обучения - Определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; - определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; - различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; - участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров; - классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; - различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; - различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; - различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; - исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком; - различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; - различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; - воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; - характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; - определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; - исполнять доступные образцы духовной музыки; - различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран. 3 год обучения - Исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; - воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); - осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей; - определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; - определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; - различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; - исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; -участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров; - классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; - различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; - различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; - различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; - ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; - исполнять и создавать различные ритмические рисунки; - исполнять песни с простым мелодическим рисунком; - различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; - воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; - характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; - определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; - исполнять доступные образцы духовной музыки; - различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов, уметь определять их на слух; - иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; - различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); - исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру зву Тематическое планирование 1 год обучения № п/п Количе ство часов Раздел и тема программы Модуль 1. Вокально – хоровые навыки 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях внеурочной деятельности 1 Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляция при пении 2 Дыхание. Упражнения на выработку цепного дыхания 1 3 4 5 Начальные вокально хоровые навыки. Атака звука. – Артикуляция. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения Артикуляция. Песенный репертуар Форма проведен ия занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Теория Практика Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Знакомство с техникой безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом и его строением https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика Освоение навыков «цепного дыхания». Осознание связи дыхания с другими элементами фонации - атакой, силой, тембром звука.Устный опрос Овладение навыками пения с мягкой, твердой, придыхательной атак. Соотношение характера звука с атакой Отработка навыка использования единого положения гортани во время исполнения песенного репертуара. Устный опрос. Звуковой тест https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Закрепление навыка использования единого положения гортани во время исполнения песенного репертуара Устный опрос. Звуковой тест https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика 1 Практика 1 Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 6 7 8 Раздел и тема программы Дикция. Гласные и согласные, их роль в пении Развитие дикционных навыков. Скороговорки. Количе ство часов 1 Форма проведен ия занятий Теория Практика Практика 1 Дикционные упражнения. Нарисуй звук Практика 1 9 10 11 12 13 14 15 16 Дикционные упражнения. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу Голосовой аппарат и голосовая активность. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания Вокально интонационные упражнения. Голосовые сигналы доречевой коммуникации Диапазон. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса. Певческая акустика. Упражнения на развитие дыхания, грудного и головного регистра и т.д. Академическая манера пения. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания, грудного и головного регистра, вибрато и т.д. Гласные и согласные звуки в пении. Подготовка к выступлению Ансамбль. Упражнения для развития вокально ансамблевых навыков Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Теория Практика 1 Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Определения понятия «дикция», установление значения дикции в пении. Исполнение упражнений на различные согласные Использование литературных скороговорок для развития дикции Интонационно-образный анализ Передача настроения музыки в пении, пластическом интонировании, рисовании. Умение исполнять упражнения на дикцию на заданную тему. Устный опрос. Творческое задание Передача настроения музыки в пении, пластическом интонировании, рисовании. Умение исполнять упражнения на дикцию. Использование фонопедической системы В. Емельянова для развития голосового аппарата. Устный опрос. Творческое задание Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Освоение вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков. Устный опрос. Интонационнообразный анализ Расширение диапазона. Элементарный анализ особенностей мелодии; подбор по слуху песен с поступенным движением. Звуковой тест. Распределение звука в пространстве. Использование головного резонатора во время пения. Творческое задание Формулирование понятия «академическая манера исполнения». Освоение навыка смешанно-прикрытой манеры пения. Творческое задание. https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Формирование навыка звукообразования. Участие в подготовке к концертному выступлению Музыкальная викторина Освоение ансамблевых навыков, Воспитание внимания и выдержки. Творческое задание https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS № п/п Раздел и тема программы 17 Интонационный ансамбль (унисон). Количе ство часов Форма проведен ия занятий Практика 1 18 20 Упражнения для подготовки дыхательной системы Практика 1 Ритмический ансамбль. Упражнения на развитие фантазии и темпо - ритма. Практика 1 21 Ритмический ансамбль. Упражнения на развитие фантазии и темпо - ритма. Практика 1 Модуль 2. Работа над произведениями 22 Строй хора Теория Практика 1 23 24 25 26 Мелодический строй. Разучивание и исполнение песен a capella Гармонический строй. Разучивание и исполнение песен с сопровождением Гармонический строй. Разучивание и исполнение песен a capella Мотивы, периоды, предложения, фразы Практика 1 Практика 1 Практика 1 1 Практика Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Формирование интонационной слаженности. Умение слышать и слушать себя. Самоконтроль. Выработка активного унисона. Устный опрос. Задание творческого характера Навык использования дыхательных упражнений для подготовки дыхательной системы к пению. Интонационно-образный анализ Ритмизация стихов; чтение простейших ритмических партитур; исполнение упражнений на развитие темпо - ритма. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений. Творческое задание. Хоровое пение с элементами импровизации Исполнение ритмического эхо и ритмического канона, разучивание и исполнение произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Творческое задание. Устный опрос Фиксирование понятий «мелодический строй», «гармонический строй». Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка мелодического слуха. Интонационно-образный анализ Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений с сопровождением. Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений a capella. Интонационно-образный анализ. Пение простых попевок и песен в размере 2/4 по нотам с Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin № п/п Раздел и тема программы Количе ство часов Форма проведен ия занятий хорового произведения. 27 Тональный план, ладовая структура. Элементы двухголосия. Теория Практика 1 28 Форма. Фразировка. 1 29 30 31 32 Различные виды динамики. Канон Канон. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений Двухголосие. Различные виды фермат 1 Теория Практика Теория Практика Практика 1 Практика 1 Двухголосие. Трактовка произведения Практика 1 33 34 Хоровой ансамбль и хоровой строй. Формирование исполнительских навыков Музыкальная фраза Анализ словесного текста и вытекающей из него фразировки Модуль 3. Репетиции Практика 1 Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания тактированием; освоение элементов музыкальной грамоты: расположение нот (первой-второй октавы) на нотном стане, обозначения восьмых, четвертных и половинных длительностей, понимание четвертных и восьмых пауз. Устный опрос. Сольное и ансамблевое вокальное музицирование. Обозначение простых интервалов; знакомство с видами интервалов и определение особенности их звучания; пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков Интонационно – образный анализ. Фиксирование понятий «музыкальная форма», «фразировка». Сольное и ансамблевое музицирование Знакомство с динамическими оттенками. Отработка пения канонов. Звуковой тест. Творческое задание Совершенствование гармонического слуха. Прослушивание и узнавание в вокальном и инструментальном материале каноны. Сольное и ансамблевое музицирование Исполнение хоровых произведений. Исполнение двухголосных песен в куплетной форме. Звуковой тест. Прослушивание двухголосных хоровых произведений в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Исполнение песен в простых музыкальных формах. Устный опрос. Интонационно-образный анализ Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Передача настроения музыки в пении, пластическом интонировании. Сольное и ансамблевое музицирование Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 35 36 Количе ство часов Раздел и тема программы Передача художественного образа произведения Форма проведен ия занятий Практика 1 Закрепление пройденного материала Практика 1 37 Урок-концерт Практика 1 Итого Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Исполнение хоровых произведений. Определение художественных образов в каждой песне. Устный опрос. Интонационно-образный анализ Исполнение хоровых произведений. Исполнение двухголосных песен в куплетной форме. Звуковой тест. Устный опрос. Интонационно-образный анализ Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Слушание и исполнение произведений композиторов-классиков, представление о классических музыкальных формах. Звуковой тест. Оценка концертных номеров обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo 37 2 год обучения № п/п Количе ство часов Раздел и тема программы Модуль1. Вокально-хоровые навыки 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях внеурочной деятельности. 1 Повторение знаний о голосовом аппарате и артикуляция при пении 2 Дыхание. Упражнения на выработку цепного дыхания 1 3 Атака звука Форма проведен ия занятий Теория Практика Практика Практика 1 4 Артикуляция. Упражнения, направленные развитие артикуляционного произношения Практика на 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Знакомство с техникой безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом и его строением. Интонационно образный анализ. Освоение навыков «цепного дыхания». Осознание связи дыхания с другими элементами фонации - атакой, силой, тембром звука. Звуковой тест. Интонационно-образный анализ Овладение навыками пения с мягкой, твердой, придыхательной атак. Соотношение характера звука с атакой. Интонационно образный анализ. Активизация артикуляционного аппарата. Формирование красивого, ровного звучания голосов. Интонационно - образный анализ. Устный опрос. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 5 6 7 8 Раздел и тема программы Артикуляция. репертуар Количе ство часов Песенный Дикция. Гласные и согласные, их роль в пении Развитие дикционных навыков. Скороговорки 1 1 1 Дикционные упражнения. Нарисуй звук. 1 9 10 11 12 13 14 15 Дикционные упражнения. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Голосовой аппарат и голосовая активность. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания Упражнения на развитие дыхания. Интонационнофонетические упражнения Вокальноинтонационные упражнения. Голосовые сигналы доречевой коммуникации Диапазон. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса Певческая акустика. Упражнения на развитие дыхания, грудного и головного регистра и т.д. Академическая манера пения. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания, грудного и головного регистров 1 1 Форма проведен Деятельность педагога с учётом ия рабочей программы воспитания занятий Практика Навык использования единого положения гортани во время исполнения песенного репертуара. Устный опрос. Теория Определения понятия «дикция», Практика установление значения дикции в пении. Исполнение упражнений на дикцию. Устный опрос. Практика Использование литературных скороговорок для развития дикции. Интонационно - образный анализ Практика Передача настроения музыки в пении, пластическом интонировании, рисовании. Умение исполнять упражнения на дикцию. Иллюстрации на заданную тему. Устный опрос. Творческое задание Практика Передача настроения музыки в пении, пластическом интонировании, рисовании. Умение исполнять упражнения на дикцию.Устный опрос. Творческое задание. Практика Использование фонопедической системы В. Емельянова для развития голосового аппарата. Устный опрос. Творческое задание Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика Осознание отличия певческого тона от речевого. Владение приемами саморегуляции. Устный опрос. Творческое задание. Освоение вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков. Устный опрос. Интонационно-образный анализ https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Расширение диапазона. Элементарный анализ особенностей мелодии; подбор по слуху песен. Звуковой тест Распределение звука в пространстве. Использование головного резонатора во время пения. Интонационно-образный анализ. Творческое задание Формулирование понятия «академическая манера исполнения». Освоение навыка смешанно-прикрытой манеры пения. Творческое задание https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Теория Практика 1 https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 16 Раздел и тема программы Количе ство часов Гласные и согласные звуки в пении. 1 17 18 19 20 Ансамбль. Упражнения для развития вокально ансамблевых навыков Интонационный ансамбль (унисон). Упражнения для подготовки дыхательной системы 1 Форма проведен Деятельность педагога с учётом ия рабочей программы воспитания занятий Практика Формирование навыка звукообразования. Участие в подготовке к концертному выступлению. Музыкальная викторина. Практика Освоение ансамблевых навыков, Воспитание внимания и выдержки. Творческое задание. Практика 1 Практика 1 Дикционный ансамбль Практика 1 21 Ритмический ансамбль. Упражнения на развитие темпо - ритма Практика 1 22 Ритмический ансамбль. Многообразие ритмических рисунков Практика 1 Модуль 2. Работа над произведениями 23 Строй хора Практика 1 24 25 Мелодический строй. Разучивание и исполнение песен a capella Практика 1 Гармонический строй. Сопровождение Практика 1 26 Гармонический строй, a capella 1 Практика Формирование интонационной слаженности. Умение слышать и слушать себя. Самоконтроль. Интонационно - образный анализ Навык использования дыхательных упражнений для подготовки дыхательной системы к пению. Творческое задание Формирование единообразие манеры звукообразования. Умение слышать и слушать себя. Устный опрос Чтение простейших ритмических партитур; исполнение упражнений на развитие темпо - ритма. Составление ритмических рисунков в форме фраз и предложений. Хоровое пение с элементами импровизации Исполнение ритмического эхо и ритмического канона, составление ритмических «паззлов», разучивание и исполнение произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Творческое задание. Устный опрос Фиксирование понятий «мелодический строй», «гармонический строй». Интонационно - образный анализ Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка мелодического слуха. Интонационно - образный анализ. Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений с сопровождением. Интонационнообразный анализ. Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin № п/п 27 Раздел и тема программы Количе ство часов Мотивы, периоды, предложения, фразы хорового произведения Форма проведен ия занятий Практика 1 28 29 Тональный план, ладовая структура. Элементы двухголосия Практика 1 Форма. Фразировка. Теория Практика 1 30 Различные виды динамики. Канон. Практика 1 31 32 Канон. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений Практика 1 Двухголосие. Различные виды фермат Практика 1 33 Двухголосие. Трактовка произведения Практика 1 34 Формирование исполнительских навыков Модуль 3. Репетиции Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания запись. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений a capella Понимание четвертных и восьмых пауз, определение размера (2/4,3/4, 4/4), распознавание динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Устный опрос. Сольное и ансамблевое вокальное музицирование Фиксирование понятий «лад», «тональность». Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Интонационно-образный анализ. Устный опрос Обозначение простых интервалов; знакомство с видами интервалов и определение особенности их звучания; пение мелодических интервалов. Сольное и ансамблевое музицирование Совершенствование гармонического слуха. Прослушивание и узнавание в вокальном и инструментальном материале каноны. Звуковой тест Совершенствование гармонического слуха. Прослушивание и узнавание в вокальном и инструментальном материале каноны. Сольное и ансамблевое музицирование Исполнение хоровых произведений. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Исполнение двухголосных песен в куплетной форме. Звуковой тест Прослушивание двухголосных хоровых произведений. Определение простой двухчастной и простой трехчастной формы. Исполнение песен в простых музыкальных формах. Устный опрос. Интонационно – образный анализ. Выработка умения слышать и слушать себя. Самоконтроль. Устный опрос. Интонационнообразный анализ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 35 Раздел и тема программы Количе ство часов Сценический образ 1 36 Подготовка к уроку концерту 1 37 Урок-концерт Форма проведен Деятельность педагога с учётом ия рабочей программы воспитания занятий Практика Выработка умения слышать и слушать себя. Самоконтроль. Устный опрос. Интонационнообразный анализ Практика Исполнение хоровых произведений. Повторение и закрепление пройденного материала, как теоретически, так и практически. Устный опрос. Интонационно-образный анализ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo 1 Итого Исполнение разнохарактерных хоровых произведений. Слушание и исполнение произведений композиторов- классиков, представление о классических музыкальных формах. Оценка концертных номеров учащихся 37 3 год обучения № п/п Раздел и тема программы Количе ство часов Модуль1. Вокально –хоровые навыки 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях внеурочной 1 деятельности. Закрепление знаний о голосовом аппарате и Артикуляции при пении 2 Расширение певческого диапазона 3 Атака звука Форма проведен ия занятий Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Знакомство с техникой безопасности. Музыкальная викторина. Интонационно- образный анализ https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика Осознание связи дыхания с другими элементами фонации атакой, силой, тембром звука. Звуковой тест. Интонационнообразный анализ Овладение навыками пения с мягкой, твердой, придыхательной атакой. Соотношение характера звука с атакой. Интонационнообразный анализ Выявление тембровой окраски отдельных партий. Формирование ровного звучания голосов. Интонационно- образный анализ. Навык использования единого положения гортани во время исполнения песенного репертуара. Устный опрос. Звуковой тест. https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Практика Тембр голоса Практика 1 5 Артикуляция. Песенный репертуар Практика 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Теория Практика 1 4 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 6 7 Раздел и тема программы Дикция. Гласные и согласные, их роль в пении Количе ство часов Форма проведен ия занятий Практика 1 Динамический диапазон Практика 1 8 Динамические оттенки 1 9 Агогика Теория Практика Практика 1 10 11 12 13 14 15 16 Голосовой аппарат и голосовая активность. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания Упражнения на развитие дыхания. Интонационнофонетические упражнения Вокально интонационные упражнения Диапазон. Упражнения на развитие ирасширение диапазона голоса. Певческая акустика. Упражнения наразвитие дыхания, грудного и головного регистра и т. д. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие грудного иголовного регистра, вибрато и т.д. Гласные и согласные звуки в пении. Подготовка к Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Показатель участия в инсценировке. Исполнение упражнений на https;//www.youtube.c различные сочетания гласных и om/watch?time_contin согласных. Устный опрос ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Расширение динамического https;//www.youtube.c диапазона, овладение приемами om/watch?time_contin исполнения marcato. ue=12&v=DMZfjxGrS Интонационно- образный анализ Zg&feature=emb_logo Передача настроения музыки в https;//www.youtube.c пении. Динамические оттенки: om/watch?time_contin sf и sp. Творческое задание ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Освоение многообразия https;//www.youtube.c агогических возможностей om/watch?time_contin исполнения произведений: ue=12&v=DMZfjxGrS сопоставление быстрых и Zg&feature=emb_logo медленных темпов, различные виды фермат, ускорения и замедления. Устный опрос. Творческое задание Использование фонопедической https;//www.youtube.c системы В.Емельянова для om/watch?time_contin развития голосового аппарата. ue=12&v=DMZfjxGrS Устный опрос. Творческое Zg&feature=emb_logo задание Использование фонопедической https;//www.youtube.c системы В.Емельянова для om/watch?time_contin развития голосового аппарата. ue=12&v=DMZfjxGrS Устный опрос. Творческое Zg&feature=emb_logo задание. Освоение вокально-хоровых https;//www.youtube.c упражнений для развития om/watch?time_contin певческих навыков. Устный опрос. ue=12&v=DMZfjxGrS Интонационно- образный Zg&feature=emb_logo анализ. Расширение диапазона. Анализ https;//www.youtube.c особенностей мелодии; подбор по om/watch?time_contin слуху песен с поступенным ue=12&v=DMZfjxGrS движением. Звуковой тест Zg&feature=emb_logo Распределение звука в https;//www.youtube.c пространстве. Использование om/watch?time_contin головного резонатора во время ue=12&v=DMZfjxGrS пения. ИнтонационноZg&feature=emb_logo образный анализ Освоение навыка смешанно- https;//www.youtube.c прикрытой манеры пения. om/watch?time_contin Творческое задание ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Формирование звукообразования. подготовке к навыка https;//www.youtube.c Участие в om/watch?time_contin концертному ue=12&v=DMZfjxGrS № п/п Раздел и тема программы Количе ство часов Форма проведен ия занятий выступлению. 17 Ансамбль Практика 1 18 19 Интонационный ансамбль (унисон) Практика 1 Ансамбль. Аккомпанемент Практика 1 20 Дикционный ансамбль Практика 1 21 Ритмический ансамбль Практика 1 22 Ритмический ансамбль Практика 1 Модуль 2. Работа над произведениями 23 Строй хора. Мелодический строй 1 24 Мелодический строй, a capella Практика Практика 1 25 Гармонический строй. Пение с сопровождением Практика 1 26 Гомофонногармонический строй Практика 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Музыкальная Zg&feature=emb_logo Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания исполнению. викторина Выработка умения грамотно ориентироваться в тональном плане произведения. Освоение ансамблевых навыков. Воспитание внимания https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Формирование интонационной слаженности, умения слышать и слушать себя. Самоконтроль. Интонационно – образный анализ Развитие навыка использования фактурных особенностей аккомпанемента (в произведениях с сопровождением), умение встраиваться в нужную тональность после вступления и проигрышей. Освоение навыка пения с сопровождением и асарре11а. Формирование единообразия манеры звукообразования. Умение слышать и слушать себя. Чтение ритмических партитур. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений. Хоровое пение с элементами импровизации Совершенствование владения вокально-исполнительскими навыками. Сопоставление быстрых и медленных темпов. Творческое задание. Устный опрос https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Закрепление понятия «мелодический строй». Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Формирование навыка исполнения мелодии с опорой на нотную запись. Тренировка мелодического слуха. Интонационно-образный анализ Закрепление понятия «гармонический строй». Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений с сопровождением Закрепление навыка исполнения мелодии. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений a capella. Интонационно – образный https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Количе ство часов № п/п Раздел и тема программы 27 Строение музыкального произведения Форма проведен ия занятий Практика 1 28 29 30 Тональный план, ладовая структура произведения Форма произведения. Фразировка Различные динамики. Канон Практика 1 Практика 1 виды Практика 1 31 32 Трёхголосие с сопровождением с элементами имитационного и подголосочного склада письма. Трёхголосие a capella с элементами полифонии Практика 1 Практика 1 Модуль 3. Работа с солистами и ансамблями 33 Исполнительская Практика трактовка 1 34 Совершенствование хоровых навыков умений Практика и 1 35 Работа с солистами и ансамблями Модуль 4. Репетиции 36 Сценическая отработка номера Воспитание культуры поведения в зале и на сцене Практика 1 Практика 1 Деятельность педагога с учётом рабочей программы воспитания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы анализ Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Сольное и ансамблевое вокальное музицирование https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Интонационно – образный анализ. Устный опрос Определение формы и фразировки, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Сольное и ансамблевое музицирование Совершенствование гармонического слуха. Прослушивание и узнавание в вокальном и инструментальном материале канонов. Звуковой тест. Творческое задание. Совершенствование гармонического слуха. Сольное и ансамблевое музицирование https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Совершенствование гармонического слуха. Работа над исполнительской трактовкой. Звуковой тест. https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Прослушивание хоровых произведений. Исполнение трехголосных произведений. Интонационно-образный анализ Закрепление навыка исполнения мелодии. Тренировка гармонического слуха. Исполнение произведений a capella. Звуковой тест. Оценка концертных номеров обучающихся Выработка и закрепление умения слышать и слушать себя. Самоконтроль. Интонационно – образный анализ https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo Исполнение хоровых произведений. Повторение и закрепление пройденного материала, как теоретически, так и практически. Сольное и ансамблевое музицирование https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo № п/п 37 Раздел и тема программы Количе ство часов Урок-концерт 1 Итого Форма проведен Деятельность педагога с учётом ия рабочей программы воспитания занятий Практика Исполнение выученных песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Слушание и исполнение произведений композиторовклассиков, представление о классических музыкальных формах. Звуковой тест. Оценка концертных номеров обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https;//www.youtube.c om/watch?time_contin ue=12&v=DMZfjxGrS Zg&feature=emb_logo 37 Литература по профилю программы 1.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983. 3. Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972. 4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997. 5. Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т.Н. - М., Просвещение, 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений. 6. Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981. 7. Сафарова Н.Э. Игры для организации пианистических движений. - Екатеринбург, 1994 8. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981. 9.. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. - СПб.: Изд-во «Лань». 1997. 10. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988. 16. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994 11.Емельянов. Фонопедические упражнения 1983 г. Музыка, 1967г.