Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 e-mail: shk-32@mail.ru тел/факс (8 343 9) 64–91– 56, 64–90–86, 64–92–39 Рассмотрено: педагогический совет от 17.05.2024 Утверждено: приказ директора № 183 от 31.05.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Основы огневой и строевой подготовки Направленность: физкультурно - спортивное возраст обучающихся 15-17 лет срок реализации 1 год Первоуральск, 2024 год Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы кружка дополнительного образования «Основы огневой и строевой подготовки» (далее – рабочая программа) составляют следующие документы: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р), действующий федеральный государственный стандарт СОО, Устав ПМАОУ «Школа № 32». Направленность программы: данная программа позволяет решать задачи воспитания всесторонне развитой личности и имеет военно-спортивную направленность. Актуальность Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Курс «Основы огневой и строевой подготовки» является одним из основных разделов начальной военной подготовки. Организация данного кружка в школе позволяет развивать общефизическую подготовку учащихся, воспитывать у школьников смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность и самостоятельность. Данные качества необходимы гражданину для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Адресат программы: программа предназначена для юношей 10 класса, возраст обучающихся 15-17 лет Объём и срок освоения программы: срок освоения программы 1 учебный год – 37 часов. Форма обучения: очная. Состав группы 15-25 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут, недельная нагрузка – 1 час. Работа по программе осуществляется в группе согласно учебно-тематическому плану. Цель программы – создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе, их социализации в обществе. Задачи программы: Личностные: способствовать формированию ответственности за принятые решения, самовоспитанию и самореализации умений и навыков; воспитывать патриотические чувства: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; 2 способствовать развитию умения работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, слушать и слышать другого, проявлять такт и уважение к окружающим. Метапредметные: развивать физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость); развивать коммуникативные и лидерские качества обучающихся; повышать мотивацию к военной службе; формировать обоснованное поведения в социальной среде и потребность участвовать в разнообразной поисковой, творческой деятельности в социуме. Предметные: сформировать первоначальные знания о конструкциях механизмов стрелкового оружия, приемах их сборки и разборки; создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде; ориентировать обучающихся на выбор профессии, связанной с защитой Отечества. Итоги освоения учащимися программы подводятся в следующих формах: устный и письменный опрос, защита проектов, теоретические зачёты, игры-состязания. Содержание обучения Модуль «Огневая подготовка» Вооружение мотострелкового отделения. Назначение и тактико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия и ручных гранат. Перспективы развития современного стрелкового оружия. Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Порядок неполной разборки автомата Калашникова и сборки после неполной разборки. Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО. Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика. Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм решения. Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, виды и приёмы производства выстрела. Выбор момента выстрела. Изготовка для стрельбы из различных положений. Условия выполнения начальных стрельб. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний. Модуль «Строевая подготовка» Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Развёрнутый и походный строи отделения (взвода). Строевые приёмы на месте. Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. Строевые приёмы с оружием на месте (автоматом). Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в движении. Ответ на приветствие в составе подразделения. 3 Тематическое планирование № п/п Раздел и тема программы Количество часов 1 Огневая подготовка 22 2 Строевая подготовка 15 Форма проведения занятий Деятельность преподавателя с учётом рабочей программы воспитания Теория, практика Опираться на в тире жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей. Развивать у школьников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности Практические Опираться на занятия жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей. Развивать у школьников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/su bject/23/ Библиотека ЦОК https://resh.edu.ru/su bject/23/ Календарно - тематический план кружка «Основы огневой и строевой подготовки» N темы Тема Содержание Колво часов Раздел 1 Назначение и устройство стрелкового оружия. Автомат Калашникова. 9 часов. 1 Назначение и устройство автомата Калашникова 1 час 2 Назначение и общее устройство основных частей и механизмов автомата Калашникова Тактико-технические характеристики. Автомат Калашникова - оружие индивидуальное, предназначенное для уничтожения и поражения огнем. Надежность и безопасность автомата Калашникова. Назначение автомата и общее устройство. Боевые и технические характеристики автомата. Сравнение с боевыми возможностями винтовки М-16 США. 1 1 4 3 4 5 6 1 час Порядок неполной и полной разборки и сборки автомата. 1 час Назначение разборки и сборки автомата. Правила и последовательность неполной разборки автомата и сборки его после разборки. Образцовый показ разборки и сборки автомата. Ошибки чаще всего встречающиеся приразборки и сборке. Показ разборки и сборки автомата в медленном темпе с объяснением.Тренировка учащихся в разборке и сборке автомата. 1 Тренировка в разборке и сборке автомата. 3 часа Снаряжение магазина патронами 1 час Изучение норматива " неполная разборка автомата и норматива сборка автомата после неполной разборки, Тренировка в разборке и сборке автомата. 3 Изучение норматива снаряжение магазина патронами Требования предъявляемые к выполнению норматива 1 Тренировка в снаряжение магазина 30-ю патронами 2 часа. Тренировка в снаряжение магазина. Выполнение норматива. 2 Раздел 2. Назначение и устройство ручных осколочных гранат. 5 часов 7 История появления и применения гранат. 1 час Изобретение пороха. Первые гранаты - сосуды с порохом. Создание боевых гранат - карманной артиллерии. Принцип действия современных боевых осколочных гранат. Основные характеристики наступательных и оборонительных гранат. 1 8 Назначение и устройство ручных осколочных гранат РГФ-5, Ф1, РГ-42. 1 час Назначение наступательных гранат РГД-5 и РГ-42. Их общее устройство, в сравнении. Устройство запала УЗРГМ. Назначение и общее устройство гранаты Ф-1. Отличие запала УЗРГМ Ф-1 и РГ-42 ( изогнутость спусковой скобы ). Принцип действия ручных осколочных гранат. 1 9 Назначение и устройство ручных осколочных гранат РГН и РГО. 1 час Порядок и правила подготовки гранат к броску. 1 час Назначение и устройство гранат. Их различие. Принцип действия. Срабатывание детонатора и ВВ от удара. Различия в принципах действия этих гранат от гранат типа РГД-5 и Ф-1. 1 Порядок получения гранат и запалов. Безопасный способ из переноски. Действия обучаемого по команде: Гранатой-Огонь". 1 10 5 11 Меры безопасности при метании гранат. 1 час Оборудование мест для метания гранат. Безопасное место расположения личного состава от места метания гранат. Порядок действий по команде руководителя занятия. Порядок действий руководителя и обучаемого, если граната не сработала. 1 Раздел 3. Основы стрельбы из пневматической винтовки. 10 часов 12 Теоретические основы стрельбы. 1 час Выстрел. Отдача винтовки. Элементы траектории полёта пули. Стабилизация полёта пули. Рассеивание пуль. Определение средней точки попадания пули. 1 13 Устройство и назначение пневматической винтовки. 1 час Меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием 1 час Общие сведения. Назначение и устройство основных частей. Работа частей и механизмов. Хранение оружия. 1 Права и обязанности стрелка. Правила выполнения стрельбы. Правила обращения с оружием. Правила поведения в тире. 1 15 Подготовка пневматической винтовки к стрельбе. 1 час Заряжание винтовки. Принятие положения для стрельбы. Прицеливание с открытым прицелом, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания. 1 16 Тренировка в технике стрельбы 2 часа Тренировка в выполнении приемов и способов стрельбы из пневматической винтовки. 4 часа (прицеливании, дыхании, нажиме на спусковой крючок, координации). 2 на кучность, результат. 4 14 17 Раздел 4. Строевая подготовка. 13 часов 18 19 20 Общие положения. 2 часа Строевые приемы и движение без оружия. 3 часа Строевые приемы и движение с оружием. Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. 2 Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. 3 3 6 21 22 3 часа Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. 3 часа Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его. 2 часа Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя и возращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. 3 Общие положения. Положение Боевого Знамени в строю. Порядок выноса и относа Боевого Знамени. 2 ИТОГО 37 Планируемые результаты обучения Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения. Личностные результаты Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Основы огневой и строевой подготовки», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества. Гражданское воспитание: сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы; осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите Отечества; готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной безопасности государства; готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства. Патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота; 7 ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обороны; сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению норм международного гуманитарного права; сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к безопасности общества и государства; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества. Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой; понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций. Физическое воспитание: осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в случае необходимости; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; интерес к военно-прикладным видам спорта; осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе военной службы; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение представлений о деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития военной науки, современных представлений о воинской деятельности; понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военнопрофессиональной деятельности в жизни общества и государства; 8 способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях ведения боевых действий. Метапредметные результаты Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса «Основы огневой и строевой подготовки», должны отражать овладение универсальными учебными действиями. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать; устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и противоречия; определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных действий; моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь; планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере; владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения учебных задач, связанных с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь. Работа с информацией: владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности; создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены. Овладение универсальными коммуникативными действиями 9 Общение: соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных ролей «начальник» – «подчинённый»; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику, методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению. Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. 10 Предметные результаты Обучающиеся должны знать: героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации; историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции; структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации; назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении Сухопутных войск; порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия; основы оказания первой помощи на поле боя; боевые и технические характеристики основных образцов военной техники; приёмы и правила выполнения действий солдата в бою; основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих; нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих. Модуль «Огневая подготовка»: Обучающиеся должны иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия; классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат; иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия; знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей, общее устройство ручных гранат; уверенно и безопасно обращаться с оружием; выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова; знать порядок подготовки к бою ручных гранат; знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием; самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности; владеть навыками прицеливания и производства выстрела; выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений; знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат; выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы из положения лёжа; выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных гранат. Модуль «Строевая подготовка»: Обучающиеся должны иметь представление об основных положениях строевого устава; знать и практически выполнять строевые приёмы на месте; понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении; знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия; понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием; знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте; знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в движении. 11