Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 e-mail: shk-32@mail.ru тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 Рассмотрено: педагогический совет от 17.05.2024 Утверждено: приказ директора № 183 от 31.05.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Медиацентр «Новатор 32» Направленность: социально – гуманитарное возраст обучающихся 11-18 лет срок реализации 1 год Первоуральск, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Направленность общеразвивающей программы – социально-гуманитарная. Актуальность медийной деятельности школьника в современном обществе можно обосновать с различных точек зрения, касающихся образования, социальной интерактивности и развития личных качеств. Цифровизация общества: Современное общество все больше погружается в цифровую среду. Школьники, активно участвующие в медийной деятельности, учатся адаптироваться к быстро меняющимся условиям, что формирует у них важные навыки, необходимые для успешной жизни в информационном пространстве. Развитие медийной грамотности: В условиях избытка информации, школьникам нужно уметь критически анализировать медийные материалы. Занятия в сфере медийной деятельности помогают развить навыки анализа, воспитания критического мышления и осознания влияния медиа на общественное мнение. Коммуникационные навыки: Медийная деятельность способствует развитию навыков общения и презентации. Это особенно важно для школьников, так как успешная карьера часто требует умений четко и убедительно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Творческое саморазвитие: Медиапроекты могут стать отличной платформой для проявления творческих способностей. Учащиеся могут заниматься фотографией, видеосъемкой, созданием контента для школьной социальной группы ВКонтакте, что развивает их креативные навыки и позволяет самовыражаться. Социальная ответственность: Участие в медийных проектах может помочь школьникам осознать важность социальной ответственности. Они могут заниматься волонтерскими проектами или освещать важные социальные темы, что способствует формированию активной гражданской позиции. Создание позитивного имиджа школы: Школьные медиапроекты могут укреплять имидж учебного заведения, привлекать внимание к достижениям учащихся и организовывать взаимодействие с внешним миром. Повышение самооценки и уверенности в себе: Участие в медийной деятельности помогает школьникам преодолевать страх перед публичными выступлениями, улучшать самооценку и развивать уверенность. Таким образом, медийная деятельность школьников является неотъемлемой частью их образовательного процесса и жизнедеятельности в современном мире, провоцируя развитие навыков, необходимых для успешной адаптации в будущем. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований. Адресат: учащиеся 5-11 классов в возрасте 11-18 лет. Возрастные особенности школьников в возрасте 11-18 лет имеют свои характерные черты, которые значительно влияют на развитие их личности и потребности в самовыражении. Особенно важным является участие 2 в медийной деятельности, которое в этот период становится весьма актуальным. Рассмотрим подробно возрастные характеристики и связанные с ними потребности. 1. Психологические изменения Подростковый кризис: В возрасте 11-18 лет многие школьники проходят через кризис идентичности. Они активно ищут себя, формируют отношения с окружающими, стараются понять свое место в мире. Медийная деятельность позволяет им самовыразиться, проявить свою индивидуальность и найти единомышленников. Эмоциональная лабильность: Подростки могут испытывать резкие колебания настроения. Участие в медийных проектах помогает им справляться с эмоциями, предоставляя выход для самовыражения и креативности. Это может служить отличным способом снятия стресса и накопленных переживаний. 2. Социальные взаимодействия Формирование социальных связей: В этом возрасте школьники начинают осознавать важность социальной среды и коммуникации. Медийная деятельность часто подразумевает работу в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества, создания и поддержания социальных связей, а также понимания динамики группы. Открытость к общению: Подростки активно исследуют мир и взаимодействуют с ним. Медийная деятельность позволяет им не только общаться с ровесниками, но и взаимодействовать с широкой аудиторией через социальные сети, блоги и видео-платформы. Это способствует развитию их социальной активности и вовлеченности. 3. Когнитивные изменения Развитие критического мышления: В этом возрасте школьники начинают лучше анализировать информацию, у них растет способность к обобщению и систематизации. Занимаясь медийной деятельностью, они учатся критически воспринимать контент, делая акцент на его достоверности и значимости. Поиск информации: Подростки становятся более самостоятельными в поиске знаний. Участие в медийных проектах ставит перед ними задачи, позволяющие исследовать различные тематические области, что развивает их навыки поиска и работы с информацией. 4. Творческое развитие Проявление креативности: Юноши и девушки в возрасте 11-18 лет активно ищут способы самовыражения. Медийная деятельность предоставляет им возможность реализовывать свои творческие идеи — от написания статей до создания видео и фотопроектов. Эксперименты с формами самовыражения: Подростки часто пробуют различные способы самовыражения. Работа в медиа позволяет им экспериментировать с разными форматами и жанрами, а также находить свой уникальный стиль. 5. Важность медийной деятельности Развитие медийной грамотности: В условиях, когда информация доступна повсеместно, умение различать достоверные и недостоверные источники становится жизненно важным. Медийная деятельность развивает такие навыки, позволяет формировать устойчивую позицию в отношении информации. Формирование гражданской активности: Участие в социальных медиа и проектах помогает школьникам осознавать свою роль в обществе. Они могут рассматривать такие вопросы, как экология, социальные проблемы и права человека, что формирует их активную гражданскую позицию. Подготовка к будущей профессии: Медийная сфера предлагает множество возможностей для будущей карьеры. Участие в проектах помогает подросткам понять свои интересы и определить потенциальные направления для профессионального роста. 3 Медийная деятельность для школьников в возрасте 11-18 лет является не только способом самовыражения, но и мощным инструментом для личного, социального и профессионального развития. Учитывая все возрастные особенности и потребности этой группы, широкий спектр возможностей, которые открываются через медийные проекты, становится особенно актуальным. Срок освоения – 1 год. Объём программы – программа рассчитана на 74 часа: по 2 часа в неделю. Режим занятий: очный (освоение теории) и дистанционный (практическая работа), индивидуальный и групповой (в зависимости от специфики медиаконтента); 1 раз в месяц – очное коллективное занятие по определению тематики контента и особенностей реализации, распределение обязанностей – 2 часа (продолжительность одного академического часа – 40 минут с перерывом между занятиями в 10 минут). Формы обучения: индивидуальная, групповая, с использованием дистанционного обучения и консультирования на площадке Сферум. Виды занятий: мастер-класс, беседа, практическое занятие, лекция, тренинг. Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: презентация результатов в школьном медиацентре в социальной сети ВКонтакте @pervouralsk.shk32 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель внеурочной деятельности «Медиацентра Новатора 32» состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, получить разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, развить личность, её познавательные и созидательные способности; создание условий для формирования информационной среды, способствующей развитию медиаграмотности учащихся, их креативных способностей и навыков самовыражения, а также активному участию в жизни школы и общества. Задачи школьного медиацентра: 1. Обучение медиаграмотности: Проведение мероприятий и мастер-классов, направленных на обучение учащихся основам медиаграмотности. Формирование навыков критического анализа медиа-контента и осознанного потребления информации. 2. Развитие творческих компетенций: Организация творческих конкурсов, тематических выставок, фестивалей. Поддержка инициатив учащихся по созданию различных медийных проектов (статьи, видео). 3. Создание школьного контента: 4 Разработка контента для школьного медиацентра ВКонтакте, конкурсных видеопроектов, подкастов, которые отражают жизнь школы и города. Содействие в формировании информационного пространства для активного участия учащихся в медийной деятельности. 4. Формирование сообщества и сотрудничество: Создание платформы для общения и сотрудничества между учениками, учителями и родителями, обмена мнениями и опытом. Установление связей с внешними медиаструктурами (журналистами, блогерами, редакциями) для получения новых знаний и опыта. 5. Организация мероприятий: Проведение лекций, семинаров, тренингов и других мероприятий, посвященных современным медиатрендам и технологиям. Участие в школьных праздниках, акциях и мероприятиях, способствующих сплочению коллектива и популяризации медиацентра. 6. Поддержка инициативы ученика: Стимулирование учащихся к проявлению лидерских качеств и инициативы через реализацию собственных медийных проектов. Повышение уровня участия учеников в школьных и внеклассных мероприятиях. Эти цели и задачи позволят школьному медиацентру стать центром медиаподдержки и развития креативности среди учащихся, а также укрепят их социальные связи и активное участие в жизни школы. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МЕДИАЦЕНТР НОВАТОР 32» Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Новатор32» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание видеоматериалов, подкастов, статей и др.). 5 Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся № п.п. Тема занятия Колво часов Вид деятельности Форма занятия 1. Организация работы пресс-центра. Вводное занятие. Обсуждение рубрик и тем газеты. 2 Беседа. Постановка целей Теоретическая работа 2. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. 2 Обсуждения. Подбор статей Теоретическая работа 3. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. 2 Устная работа. Знакомство с работами СМИ. Теоретическая работа 2 Анализ образцов интервью, взятых из разных источников. Интервьюзарисовка. Практическая работа 2 Создание и обсуждение заметки. Практическая работа 2 Индивидуальное обсуждение тем для создания текста. Выбор жанра. Практическая работа 2 Индивидуальное обсуждение тем для создания текста. Выбор жанра. Практическая работа 4. Интервью и интервьюирование. 5. Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. 6. Сбор возможной информации для своего печатного издания. 7. Сбор возможной информации для своего печатного издания. 8. Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). 2 Конкурс творческих работ. Работа в группах. Практическая работа 9. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи. 2 Подбор актуальной проблемы. Практическая работа 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 10. Оформление заголовка статьи. Подбор иллюстраций к статье. 6 11. 4 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа Написание статьи. Размещение материала в сетевом издании. 12. Что такое очерк. Типы очерков, особенности жанра 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 13. Что такое очерк. Типы очерков, особенности жанра 4 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 14. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. 2 Выбор темы для исследования, обсуждение формы работы. Практическая работа 15. Подготовка материала для публикации на основе наблюдения, работы с разными источниками. 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 16. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 17. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 18. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания. 4 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 10 Индивидуальное обсуждение исследовательской и творческой работы, выбор темы. Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 19. Самостоятельный сбор и обработка информации на выбранную тему (по выбору учащегося). 20. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. 21. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. 7 22. 2 Проведение конкурса фотографий. Публикация индивидуальных подборок. Практическая работа 2 Подбор темы. Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа Фоторепортаж, его особенности. Фоторепортаж на заданную тему. 23. Рассказ. Композиционные особенности рассказа. 24. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) 2 Работа с текстом, редактирование; запись видеосюжета, монтаж. Практическая работа 25. Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания. 2 Работа с текстом, редактирование; обсуждение дизайна, верстка. Практическая работа 4 Работа с текстом, редактирование; обсуждение дизайна, верстка. Практическая работа Выпуск печатного издания на основе подготовленного материала. 4 Редактирование материалов; верстка. Подведение итогов. Практическая работа Всего: 74 26. Оформление полученных результатов для печатного издания. 27. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. 8 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные универсальные учебные действия Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные универсальные учебные действия Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Извлечение информации из различных источников, умение работать с текстом. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные универсальные учебные действия Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Пресс-центр» обучающиеся получат следующие знания и умения. Ученик познакомится и получит представление: об особенностях профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях; об основных жанрах журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж и др.; о методах сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование); о структуре текста (заголовок, смысловые части). Ученик научится: набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию; составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; находить источники интересной информации путем наблюдения, информационными ресурсами; анализировать источники информации; писать заметку; составлять фоторепортаж. 9 работы с