Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 e-mail: shk-32@mail.ru Рассмотрено: педагогический совет от 17.05.2024 тел/факс (8 343 9) 64–91– 56, 64–90–86, 64–92–39 Утверждено: приказ директора № 183 от 31.05.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотокружок» Направление: техническое возраст обучающихся 11-16 лет срок реализации 3 года Первоуральск, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Фотокружок» общего образования составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 г.; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта 2022 года № 678-р); - Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2022 г. N 70226). - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ" (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Санитарные правила 2.4.3648-20) - «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство». -Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). - Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (утвержден Министерством просвещения РФ 17 июля 2023 года) (с изменениями от 19 июня 2024года). Общая характеристика курса В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства. Занятия фотокружка направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, построении композиции, изучение основ фотографии. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Данная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения для детей общеобразовательной школы со 5 по 9 класс. При этом заниматься могут дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности, в том числе дети с ОВЗ. Согласно учебному плану, на занятие в фотокружке отводится 2 часа в неделю. В кружок принимаются учащиеся, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной фототехникой. В 1 год обучения – закладываются навыки владения техникой, видения кадра, знакомство с композицией, источниками света. Во 2 год обучения – закрепляются творческие навыки, освоение методов компьютерной обработки В 3 год обучения – развиваются навыки видения кадры, обработки фотографий, основы видеосъёмки и монтажа Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Фотокружок» Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала личности ученников, формирование необходимых навыков вежливого общения и работы в коллективе, активного участия в современной жизни посредством овладения навыков фотосъемки. Развитие творческого мышления, создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеофильмов и телерепортажей, изучения лучших образцов экранной культуры. Задачи программы: обучение основам фотосъемки; формирование навыков исследовательского подхода к моментам нашей истории и событиям сегодняшнего дня и всестороннего освещения этих событий; осмысление репортажного фотоискусства, как особого вида искусства, развитие ключевых компетентностей: умение думать, общаться, взаимодействовать, доводить дело до конца; формирование и развитие культуры речи, формирование мировоззрения посредством знакомства с лучшими образцами живописи, фотоискусства, музыки, архитектуры; формирование активной жизненной позиции. Используемые формы, методы и средства обучения, технологии проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в училище. Основные формы занятий – лекции с использованием презентационного материала, практикумы, тренинги, викторины, семинары, деловые игры, экскурсии, дискуссии, конкурсы. Методы: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский - самостоятельная работа учащихся на мероприятиях училища. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: фронтальный, коллективный, групповой, индивидуальный. Система отслеживания результатов. –наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос; –творческие задания; –ФОТО-викторины, –ФОТО-конкурсы, –отчетные просмотры законченных работ, –участие в выставках различного уровня. Контрольные требования к точкам отчётности: - отсутствие пропусков без уважительной причины; - активная и плодотворная работа на занятиях; - создание собственного портфолио. Место курса внеурочной деятельности «Фотокружок» в учебном плане Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю 37 занятий в год на каждый год обучения. Особенностями организации образовательного процесса является то, что программа ориентирована на индивидуально-личностный подход. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, учащиеся выполняют практическую работу. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Программа «Фотокружок» актуальна, так как желающих заняться цифровой много, прослеживается связь теории с практикой, присутствует нравственнодоминанта, она позволяет учесть индивидуальные особенности каждого дифференцированно подойти к обучению. Актуальность программы еще и в том, современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка информационными компьютерными технологиями и искусством. фотографией эстетическая ребенка и что в нашем с новыми Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии. Применение компьютерных технологий на занятиях кружка позволяет активизировать работу школьников, повысить интерес к занятиям фотографией. Фотодело способствует не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию детей. Работая с фотоаппаратом, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация фотовыставок, использование детских фоторабот для играют существенную роль в воспитании уважения к труду. Занимаясь в фотокружке, дети узнают, какие бывают жанры и виды фотосъемки, как правильно составить композицию, какое значение имеют элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной. Занятия кружка позволяют не только учиться правильно, фотографировать и редактировать, но и развивают у воспитанников логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые наверняка помогут им в жизни и при выборе будущей профессии. Данная программа дает возможность познакомиться со специальностью фотографа, особенностями его работы, и, возможно, выбрать свою будущую профессию. Кроме того, немаловажной в изучении основ фоторепортажа является воспитательная составляющая - юные корреспонденты учатся быть наблюдательными и заинтересованными, собранными и обязательными. Они получают навыки грамотного и интересного общения, учатся правильно и понятно объяснять свои мысли и идеи, реализовывать свой творческий потенциал, смотреть на мир со своей уникальной точки зрения и уметь преподнести собственное «видение» мира посредством фотографии. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является защита финального проекта – создание портфолио, содержащее работы детей созданные в течение года, выставка работ. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты освоения программы: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения программы: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; умение делать предварительный отбор источников информации; умение подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки; умение запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop; умение фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать фотографии, просматривать изображения, создавать фотоальбомы; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; Предметные результаты освоения образовательной программы. В результате освоения программы ученики получат возможность узнать: Схему, параметры, характеризующие цифровую камеру, аксессуары; Как правильно ухаживать за цифровым фотоаппаратом; Основные приемы съемки; Цвет и свет в фотографии; Возможности графических редакторов и видеоредакторов: Adobe Photoshop, Movavi Video Editor Plus; Где хранить цифровые фотографии; Программы просмотра изображений и видео; В результате освоения программы школьники получат возможность научиться: Делать хорошие, качественны снимки; Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки; Запускать, настраивать и работать в графических редакторах Adobe Photoshop, а также в программах для редактирования виде Movavi Video Editor Plus; Анализировать снимки; Подготовить материал к публикации на сайте, делать коллажи для газеты и оформлять сайт; Создавать фотоальбомы и портфолио. Прогнозируемые результаты воспитания и развития: школьник ориентируется в информационном потоке на приоритетные ценности и жизненные установки (патриотизм, гуманизм, ориентация на закон и порядок, соблюдение этических норм в Интернете); соблюдает информационную безопасность; развивает умение работать в блогосфере, социальных сетях; осознает личную (моральную и юридическую) ответственность за публикацию фотографий в Интернете. Ожидаемый конечный результат: К концу обучения, школьники должны уметь получать фотоснимки без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии, а также видеоролики из фотографий. Обучающиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка, научиться делать качественные, хорошие снимки и создавать видеоролики. Содержание предмета Раздел I. История фотографий Тема 1.История возникновения фотографии. Фотография 1840-1890 годов. Фотография 1840-1890 годов. Возникновение фотографии. Ньепс, Тальбот, Дагер, Гершель. Дагерротипия как первый распространѐнный фотографический процесс. Фотография как тиражируемое изображение. История фотографии (хронология фотографии). Виды фотографии. История фотографии в России. Тема 2.Фотография сегодня. Рассмотрение публикаций фотографов относительно процессов и явлений, происходящих в современном фотографическом искусстве, о том, какое место занимает фотография в нашей жизни и как отличить подлинное искусство от мимолетной моды. Тема 3.Цифровая фотография. Как создать качественные цифровые фотографии, работа профессиональных фотографов. Практическая часть: Сбор информации о фотографиях тех лет, создание коллажей Форма подведения итогов – анализ и сравнение фотографий, коллаж фотографий тех времен и нынешних. Раздел II. Работа с фотоаппаратом Тема 1.Знакомство с правилами пользования фотоаппарата и особенностями съѐмки. Тема 2.Изучаем фотоаппарат. Основные части фотоаппарата. Что внутри? Изучаем фотоаппарат, разбираем его. Рассматриваем основные части фотоаппарата. Тема 3.Объектив. Строение объектива, видоискатель. Носители изображения – стекло, плѐнка, бумага, матрица. Фотооптика. Преимущества и недостатки цифровых фотоаппаратов. Основные компоненты цифровой камеры. Тема 4.Фокусное расстояние. Широкоугольные, теле- и макро - объективы. «Рыбий глаз». Фокусное расстояние объектива и его применение для построения кадра. Угол зрения. Стандартные и специальные объективы. Теле- , широкоугольные и макро- объективы. Объективы типа «рыбий глаз». Ракурс. Тема 5.Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Что такое жидкокристаллические дисплеи и какая система управления цифрового фотоаппарата? Тема 6.Фотовспышки. Разновидности фотовспышки. Как ею пользоваться? Тема 7. Режимы фотоаппарата. Авто и ручной режим. Тема 8. Полуавтоматические режимы съѐмки. Применение знаний на практике. Тема 9.Фотосъѐмка. Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO. Проведение фотосъѐмки в простых условиях освещения. Понятие об экспозиции. Экспонометры и замер экспозиции. Средневзвешенный и точечный замер. Падающий и отражѐнный свет. Выдержка и диафрагма. Диафрагма. Работа в приоритете диафрагмы. Светосила объектива. Глубина резко изображаемого пространства и еѐ использование при построении кадра. Возможные ошибки при выборе экспозиции. Тема 10.Основы фотографической композиции. Приѐмы построения кадра. Тема 11.Установка цвета и света. Как устанавливать цвет и свет? Контроль освещения. Как освещение и цвет влияют на качество фотографий? Тема 12.Композиция кадра. Фотография и живопись. Пикториальная фотография. Фотосецессион. Братство плетеного кольца. Стиглиц. Camera Work. 12.2 Изучение композиции с точки зрения художника. Анализ приѐмов композиции в произведениях художников и сравнение с современной фотографией. Тема 13.Глубина резкости. Работа с резкостью изображения. Тема 14.Фактура и текстура. Предмет и фон. Взаимодействие предмета и фона. Фактура как предмет Тема 15.Крупный, средний и общий план. Панорамная фотосъемка. Разделение планов. Использование планов в различных фотографических жанрах. Взаимодействие планов. Тема 16.Использование выдержки. Съѐмка с длинной выдержкой. Выдержка. Работа в приоритете выдержки. Короткая и длинная выдержки. Проводка. Использование встроенной и выносной вспышки. Возможные ошибки при выборе экспозиции. Экспокоррекция. Ручной режим. Тема 17.Фотографические жанры. Портрет, пейзаж, натюрморт. Жанр и репортаж. Репортажная и жанровая съѐмка. Специфика фотографии. Тема 18. Предметная, портретная съѐмка. Мобилография. Тема 19.Фотографический репортаж. Военный репортаж. Репортажная и жанровая съѐмка. Специфика фотографии. Тема 20.Фотоочерк. Фотографическая серия. Фотоочерк и фотосерия. Фотография и текст. Порядок фотографий в серии. Взаимодействие фотографий в серии. Диптих и триптих. Практическая часть: практические занятия с программным обеспечением и оборудованием. Форма подведения итогов – свободное использование оборудования в работе Раздел III. Работа с программами по обработке фотографий Тема 1.Основы компьютерной графики. Основы компьютерной графики. Позитивный процесс. Фотобумаги. Черно-белая печать. Маскирование и запечатывание. Ретуширование. Представление о современных методах ручной и машинной печати. Гуммиарабиковая печать, как пример цветного фотографического процесса. Тема 2. Программа Adobe Photoshop. Изучить программу Adobe Photoshop и умет использовать его для обработки фотографий. Цифровая обработка изображения. Подготовить изображения для печати. Подготовить изображения для Web. 2.1 Программа Adobe Photoshop Еѐ задачи и возможности. 2.2 Программа Adobe Photoshop. Базовая обработка фотографии. 2.3 Программа Adobe Photoshop. Изучение понятий «слои» и «маска». 5 способов замены фона. 2.4 Программа Adobe Photoshop. Кисти в программе и их применение. Текстуры и паттерны 2.5 Программа Adobe Photoshop. Замена цвета и тонирование 2.6 Программа Adobe Photoshop. Ретушь портрета. Тема 3.Обзор других программ по обработке фотографий. Рассмотреть другие программы по обработке фотографий и работе с изображениями, например Paint, Corel Draw. Тема 4.Обсуждение, просмотр снимков. Обсуждение, просмотр снимков. Анализ фотоснимка. Анализ чужого и своего снимка. Отбор снимков на фотовыставку. Оформление фотоснимка. Рамы и паспарту. Практическая часть: Обработка фотографий. Отбор снимков на выставку Форма подведения итогов – выставка качественных фотографий Раздел IV. Расширение и применение знаний и умений Тема 1. Анализ фотографии. Отбор фотографий. Выставка. Тема 2. Формирование творческого портфолио Практическая часть: мастер-класс, создание творческого портфолио Форма подведения итогов – выставка, портфолио, защита проекта ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование отдельных разделов, тем Кол-во учебных часов Количество контрольных (практических) работ с указанием видов работ теория Практик а 1 год обучения Раздел I. История фотографий Тема 1. История возникновения фотографии. Фотография 1840-1890 годов. 2 2 - Тема 2.Фотография сегодня Тема 3.Цифровая фотография Раздел II. Работа с фотоаппаратом Тема 1.Знакомство с правилами пользования фотоаппарата и особенностями съѐмки. Тема 2.Изучаем фотоаппарат. Основные части фотоаппарата. Что внутри? Тема 3.Фокусное расстояние. Широкоугольные, теле- и макро- объективы. «Рыбий глаз». Тема 4.Режимы фотоаппарата. Авто и ручной Режим Тема 5 Полуавтоматические режимы съѐмки. Применение знаний на практике. Тема 6.Фотосъѐмка. Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO. Основы экспонометрии. Тема 7.Основы фотографической композиции. Приѐмы построения кадра. Тема 8.Глубина резкости. Тема 9.Установка цвета и света Тема 10.Фактура и текстура. Тема 11. Крупный, средний и общий план. Панорамная фотосъемка Тема 12. Использование выдержки. Съѐмка с длинной выдержкой. Итого: 2 год обучения Тема 1. Фотографические жанры. Портрет, пейзаж, натюрморт. Жанр и репортаж. Тема 2. Предметная, портретная съѐмка. Мобилография. Тема 3. Фотографический репортаж. Военный репортаж Тема 4. Фотоочерк. Фотографическая серия. Тема 5. Известные фотографы. Раздел V. Расширение и применение знаний и умений Тема 1.Анализ фотографии. Отбор фотографий. Выставка. Тема 2.Формирование творческого портфолио Итого: 3 год обучения Раздел III. Работа с программами по обработке фотографий Тема 1.Основы компьютерной графики Тема 2. Программа Adobe Photoshop 4 4 4 2 2 2 2 2 22 2 - 2 - 2 2 2 4 4 4 12 4 8 4 2 2 2 2 1 2 2 2 10 2 7 2 8 2 6 8 2 6 16 8 8 12 6 6 12 6 6 12 6 6 2 6 4 6 2 4 74 10 74 8 8 10 2 2 6 6 2.1 Программа Adobe Photoshop Еѐ задачи и возможности. 2.2 Программа Adobe Photoshop. Базовая обработка фотографии. 2.3 Программа Adobe Photoshop. Изучение понятий «слои» и «маска». 5 способов замены фона. 2.4 Программа Adobe Photoshop. Кисти в программе и их применение. Текстуры и паттерны 2.5 Программа Adobe Photoshop. Замена цвета и тонирование 2.6 Программа Adobe Photoshop. Ретушь портрета. Тема 3.Обзор других программ по обработке фотографий Тема 4.Обсуждение, просмотр снимков Раздел V. Расширение и применение знаний и умений Тема 1.Анализ фотографии. Отбор фотографий. Выставка. Тема 2.Формирование творческого портфолио Итого: 8 2 4 8 2 4 8 2 4 8 2 4 6 2 4 8 2 4 1 2 1 2 2 2 4 74 2 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации, подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения. Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой, диалоговый, проектный (создание, издание газеты); экскурсии. Перечень оборудования: 1. Компьютер 2. Желательно, чтобы у каждого ребёнка был фотоаппарат (или телефон). Обучающимся даётся возможность обработки фотографий на компьютере 3. Программа Adobe Photoshop 4. Проектор. 5. Фотооборудование (штатив, вспышки, фон). Список литературы, рекомендуемый для педагога: 1. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание –Мн.:Вышэйшая школа, 1992. 2. Петровский И.И. справочник по фотографии. М.; Знание, 2001. 3. Усов Ю.Н. Учебно-воспитательная деятельность в детских и подрастковых фотоколлективах. – М., 1987. 4. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», АртРодник, 2006 г. 5. http://tips.pho.to/ru/ 6. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php 7. http://www.photoshop-master.ru/ 8. http://www.teachvideo.ru/course/127