Рискованное поведение подростков

18.11.2023

Что такое рискованное поведение подростков? Одна из первых ассоциаций, когда мы говорим о подростке, — это кризис, бунт, конфликт, протест. Было показано, что практически каждый подросток в той или иной степени пробует различные формы противоправного поведения. В целом подростковый возраст — это возраст социальной пробы. Когда у него есть возможность, он пробует проверить границы. Организм подростка растет, его социальные возможности растут, но не всегда головной мозг успевает за его развитием, не всегда успевают сформироваться те высшие психические функции, которые отвечают за прогнозирование результата своего поведения, и зачастую подросток может быть склонен к чрезмерному риску. К каким типам риска особенно подвержены подростки? Это злоупотребление химическими веществами – курение, алкоголизм, эксперименты с наркотиками. Это нанесение себе повреждений, суицидальное поведение. Также к социальным рискам могут относиться чрезмерные проявления агрессии. Исследователями показано, что рискованное сексуальное поведение тоже относительно новая проблема, характерная для подросткового возраста. Если посмотреть на рискованное поведение подростков в целом, то можно отметить несколько взглядов, несколько позиций. С одной стороны, можно посмотреть на него в контексте социального жеста. Когда подросток рискует, когда совершает некоторые действия, совершает поступок, которым он, с одной стороны, сообщает что-то о себе и пытается что-то сделать с сами собой, а с другой стороны, сообщает что-то обществу. Подросток, который режет себе руки, с одной стороны, сообщает себе, подтверждает свою способность выдерживать боль, свою способность переносить трудности и тяжести, а с другой стороны, обществу подросток сообщает о том, что ему трудно и больно. Зачастую в обществе смотрят на проблемного подростка как на носителя проблемы. Если подросток совершает правонарушение, если подросток лезет на поезд, если подросток рискует, занимаясь незащищенным сексом, то что-то не так с ним. В то же время важно увидеть, заметить и обнаружить, что кроме самого подростка, находящегося в ситуации социального риска, есть и его окружение. Скорее всего, у подростка есть нужды, есть потребности в развитии, которые оказываются неудовлетворенными в том социальном окружении, в котором подросток находится. Во многом его рискованное поведение является актом коммуникации с обществом, в котором подросток сообщает, что «со мной что-то неблагополучно, я нахожусь в ситуации кризиса и нахожу такой выход». Подросток, который находится в ситуации унижения в семье и дома, может становиться тем, который начинает травить других детей в школе. В ходе исследований было выявлено, что подростки, которые совершают суицидальные попытки, зачастую их делают за 15–20 минут до появления родителей, подсознательно рассчитывая на то, что их попытка будет замечена, на то, что их спасут и помогут. В этом ракурсе мы можем рассматривать и это поведение в контексте коммуникации человека с обществом. Одной из важных задач взросления человека, в частности в подростковом возрасте, является его социализация, то есть освоение человеком тех норм, правил, способов обращения с обществом, которые в этом обществе существуют. Когда нормальная социализация нарушена, когда у подростка не получается найти себе место в обществе, найти себе место в классе, в среде, то зачастую подросток оказывается вытесняемым в ту среду и в то общество, где он может найти себе место. Например, подросток, который совершает правонарушение, будет поставлен на внутришкольный учет. Реакция общества не будет способствовать его социализации как индивида, она будет его маркировать как человека, который не способен социализироваться нормально, тем самым будет скорее препятствовать его социализации. Различные проявления рискованного социального поведения подросткового возраста можно воспринимать как симптомы большой проблемы, которую можно назвать социально-психологической дезадаптацией подростка. В России 60% обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет пробуют курить. Известно, что из числа тех, кто пробует курить, значительная часть оказывается сцеплена с теми, кто употребляет алкоголь, а также с теми, кто потом начинает употреблять наркотики. Употребление алкоголя оказывается связанным с самоповреждающим поведением, суицидальным, депрессивным эмоциональным состоянием, которые, в свою очередь, также оказываются связаны с совершением правонарушений. Таким образом, одно рискованное поведение зачастую может быть связано с другим. С одной стороны, для подростка нормально рисковать. С другой стороны, надо понимать, что за тем, что подросток рискует, переступает через границу норм общества, есть и его сообщение о том, что у него какие-то потребности не удовлетворены. Если общество это замечает и на это реагирует, то у него есть шанс помочь этому подростку. Как родители могут предотвратить вовлечение детей в опасную деятельность? Многие семьи взаимодействуют со школами, поддерживают контакты с социальными работниками и учителями, если у их детей появляются подобные проблемы, и принимают меры для предотвращения употребления наркотиков и проявления иного деструктивного поведения у себя дома. Некоторые родители переводят детей в более безопасное окружение, чтобы избежать воздействия негативного соседства или групп сверстников. В целом, если у подростков развито самоуважение, чувство компетентности и ощущение принадлежности к стабильной семье и социальной системе, они реже вовлекаются в рискованное поведение.Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».