ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Утверждено приказом от 30.12.2021 № 388 Сертификат: 6FA323D5AC7E6C5E9A1F7CC3F92F583124C84419 Владелец: Стахеева Елена Павловна Действителен: с 25.11.2021 до 25.02.2023 Положение об электронном обучении, использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ПМАОУ «Школа № 32» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее – Положение) ПМАОУ «Школа № 32» (далее – Школа) разработано: в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего общего образования, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03; СанПиН 2.4.2.2821-10; Уставом Школы. 1.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях: предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени; повышения качества обучения путём сочетания традиционных технологий обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.3. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся. 2. Компетенция Школы при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2.1. Школа вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объёма проведённых часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учётом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 2.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учётом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: Лекция; Консультация; Семинар; Практическое занятие; Лабораторная работа; Контрольная работа; Самостоятельная внеаудиторная работа; Научно-исследовательская работа. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: Тестирование on-line; Консультации on-line; Предоставление методических материалов; Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа: обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников; оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; самостоятельно определяет соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; ведёт учёт и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронноцифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории (Федеральный закон «Об образовании в РФ» ст. 17 «Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с обучающимися может осуществляться в очной, очнозаочной или заочной форме, допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»). 2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создаёт условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 2.6. Школа вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть интернет. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.3. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы, наравне с обучающимися других форм обучения. Обучающиеся в дистанционной форме могут принимать участие во всех проводимых школой учебных, познавательных, развивающих, культурных и спортивных мероприятиях: уроках, консультациях, семинарах, в т.ч. выездных зачётах, экзаменах, в т.ч. конференциях, экспедициях, походах, викторинах, чемпионатах и других мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой. 3.4. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с использованием дистанционных форм обучения имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы 3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС. 4. Учебно-методическое обеспечение 4.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещённые на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы. 4.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путём предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 4.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут входить: учебные материалы по предмету; практикум или практическое пособие; тестовые материалы для контроля качества усвоения материала; учебные (дидактические) пособия; справочные издания, словари, научная литература, хрестоматии, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы; электронные копии печатных учебных пособий; вопросы и задания для самоконтроля усвоения учебного материала; мультимедийные презентации учебного материала; системы компьютерного тестирования; виртуальные лабораторные практикумы; имитационные компьютерные модели, изучаемых объектов; электронный интерактивный мультимедийный комплекс, включающий иллюстративную, справочную, тренажёрную и контролирующие части. 5. Техническое и программное обеспечение 5.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации программного и информационного обеспечения электронного обучения и доступа к дистанционным образовательным технологиям учителей, учащихся и родителей; телекоммуникационные каналы с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса по всем видам учебной деятельности. 5.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает систему дистанционного обучения с учётом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающих разработку и комплексное использование электронных ресурсов (например, цифровой образовательный портал «ЯКласс», электронная библиотека «ЛитРес: Школа», электронное приложение «Русское слово», Школьная цифровая платформа Сбербанка). 6. Организация дистанционного и электронного обучения 6.1. Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой Школой в качестве основного информационного ресурса, в объёме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 6.2. Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путём регистрации и выдачи персонального пароля. 6.3. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 6.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: Самостоятельное изучение учебного материала; Учебные занятия (лекционные и практические); Консультации; Текущий контроль; Промежуточная аттестация. 6.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе осуществляется по 2 моделям: Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах). Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом (Приложение №1) либо индивидуальным учебным планом обучающегося. В Рабочем листе определяется объём задания для самостоятельного изучения; сроки консультаций; объём учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию; сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим Положением. 7. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий 7.1. Выбор предметов для изучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется обучающимися или родителями (законными представителями) по согласованию со Школой. 7.2. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности (занятий и работ), как: лекции, реализуемые во всех технологических средах: работа в аудитории с электронными учебными курсами, в системах on-line (вебинары, чат), off-line (лекции, форум, электронная почта); практические, семинарские и лабораторные занятия, реализуемые во всех технологических средах: вебинары, чаты, форумы; индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, чат, форум, вебинар; самостоятельная работа обучающихся, с помощью интерактивных средств обучения; промежуточная аттестация с применением дистанционных образовательных технологий. 7.3. Ответственный за электронное обучение контролирует процесс электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, обеспечивает сохранность и пополнение базы индивидуальных учётных данных пользователей, оказывает методическую помощь педагогам в организации работы с применением электронного обучения и дистанционных технологий, готовит и проводит для педагогов семинары по использованию электронного обучения и дистанционных технологий, проводит индивидуальные консультации педагогам, обучающимся и их родителям (законным представителям). 7.4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут документацию: базу индивидуальных учётных данных всех пользователей (логины и пароли, электронная почта, контактный номер телефона); заполняют журнал успеваемости. 7.5. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать: для обучающихся в I-IV классах – 15 минут; для обучающихся в V-VII классах – 20 минут; для обучающихся в VIII-IX классах – 25 минут; для обучающихся в X-XI классах на первом часу учебных занятий – 30 минут, на втором – 20 минут. Оптимальное количество занятий с использованием персональных компьютеров в течение учебного дня для обучающихся I-IV классов составляет один урок, для обучающихся в V-VIII классах – два урока, для обучающихся в IX-XI классах – три урока. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из кабинета. 7.6. При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с СанПиНом 2.2.2/2.4.1340-03. 7.7. Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся II-V классов – не более 60 минут; для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для обучающихся II-V классов и 15 минут для обучающихся средней и старшей ступени. Рекомендуется проводить их в конце занятия. 8. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации по предметам, реализуемым с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 8.1. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по каждому предмету может осуществляться традиционно при непосредственном взаимодействии педагога и обучающегося и дистанционно посредством инфокоммуникационных сетей с применением электронных средств коммуникации и связи в электронной среде. 8.2. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по каждому предмету осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам всех обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. 8.3. Прохождение текущего контроля возможно в форме: компьютерного тестирования на цифровом портале; письменных ответов на вопросы; написания эссе, сочинения, реферата, изложения; комбинации вышеперечисленных форм и прочее. 8.4. Оценивание учебных достижений обучающихся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в школе. Оценки, полученные обучающимися за выполненные дистанционные задания, заносятся в электронный журнал. Приложение №1 Рабочий лист Ф.И. обучающегося _____________________________________ Предмет ___________________________________________________ Раздел Содержание раздела (задание для изучения) Текущий контроль форма сроки Промежуточный контроль форма сроки Консультация форма сроки