ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 6995CE723F00AA3E895119F53D01D481 Владелец: Стахеева Елена Павловна Действителен: с 09.02.2023 до 04.05.2024 Утверждено приказом от 28.08.2023 № 188 Положение о внутренней системе оценки качества образования ПМАОУ «Школа №32» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи и принципы функционирования внутренней системы оценки качества (далее - ВСОКО) в ПМАОУ «Школа №32» (далее – Школа), организационную и функциональную структуру ВСОКО, функции субъектов системы оценки качества образования. 1.2. Настоящее Положение является нормативным локальным актом Школы. 1.3. В Положении использованы следующие понятия: Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (часть 1, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2, п. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Понятие «оценка качества образования раскрывается в ст. 92, 93, 95, 96 и 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования. Оценка качества включает качество образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления. Система оценки качества образования — совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Система оценки и управления качеством образования действует в условиях информационной открытости системы образования. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Независимая оценка качества образования (внешняя) – деятельность уполномоченных структур и организаций, направленная на получение сведений об образовательной деятельности в образовательной организации, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – система мероприятий и процедур, обеспечивающих своевременную, полную и объективную информацию о качестве образования в образовательной организации. Оценочная процедура – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным извне. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Диагностика – контрольный замер, срез. Критерий – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация оцениваемого объекта. Показатель – количественная характеристика признака, отражающая достигнутый уровень. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Школы являются: учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации, аттестации работников Школы. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.6. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования и включает: субъекты контрольно-оценочной деятельности, контрольно-оценочные процедуры, контрольно-измерительные материалы, аналитические документы для внутреннего использования, информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 1.7. Школа является субъектом региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) на уровне района и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации. ВСОКО Школы разработана и функционирует в соответствии с требованиями РСОКО к оценке качества образования на уровне образовательной организации. 1.8. В функции образовательных организаций в рамках РСОКО входит: • обеспечение функционирования внутренней системы качества образования в образовательной организации; • сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных; • обеспечение объективности и достоверности представляемой информации; • обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством; • создание условий для осуществления образовательной деятельности в организации в соответствии со стандартами; • обеспечение функционирования в образовательной организации системы поиска и поддержки талантов и профориентации обучающихся; • создание условий для осуществления повышения квалификации педагогов в соответствии с результатами оценочных процедур и их запросами, в том числе для функционирования системы наставничества в образовательной организации; • проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества образования. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Целью функционирования ВСОКО является получение и распространение объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, обществу и его институтам. 2.2. ВСОКО выполняет следующие задачи: 2.2.1. Аналитические: • выбор и обоснование целей и задач оценочных процедур; • определение критериев и показателей качества образования; • определение технологий, форм и методов проведения оценочных процедур; • анализ результатов оценочных процедур; • анализ эффективности принятых управленческих решений. 2.2.2. Организационно-технологические: • сопровождение и обеспечение проведения оценочных процедур в соответствии с поставленными задачами; • формирование экспертного сообщества. 2.2.3. Методические: • методическое сопровождение ВСОКО; • разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных; • развитие форм оценки качества образования, включая независимую оценку, самооценку и педагогическую экспертизу; • повышение квалификации кадров в области оценки качества. 2.2.4. Управленческие: • нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности структур ВСОКО; • обеспечение принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочной деятельности. 2.2.5. Информационные: • обеспечение сбора объективной и достоверной информации в соответствии с поставленными целями; • обеспечение информационной открытости оценочных процедур. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: 2.3.1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации, включая: • обеспечение реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; • учет текущих и перспективных потребностей системы образования, включая ориентацию на требования внешних пользователей; • оптимальный выбор источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учётом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); • иерархичность системы показателей (с учётом особенностей образовательных программ); • минимизацию системы показателей с учётом потребностей разных уровней управления системой образования; • ответственность субъектов ВСОКО за достоверность информации и объективность проведения процедур. 2.3.2. Открытости и информационной безопасности. 2.3.3. Преемственности целей и задач ВСОКО, включая преемственность в развитии ВСОКО; между уровнями функционирования ВСОКО. 2.3.4. Инструментальности и технологичности, включая • информатизацию процессов сбора, обработки и анализа данных с учётом принципов необходимости и достаточности; • перехода к системе мониторинговых исследований; • определения тенденций и динамики результатов оценочных процедур; • создание единой базы данных с частичным доступом для разных агентов. 2.3.5. Адресности оценочных процедур и управленческих решений, включая • учёт индивидуальных особенностей объектов и субъектов оценки; • контекстную интерпретацию результатов; • ориентацию на адресную помощь по результатам анализа и интерпретации информации. 2.3.6. Единства и сопоставимости организационных форм, инструментов и результатов, включая единство создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования; сопоставимость системы показателей с международными аналогами. 2.3.7. Соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания. 2.3.8. Ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования, включая: • повышение роли самообследования в системе оценки качества; • сочетания процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества. 3. Организационная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ВСОКО включает в себя три уровня субъектов управления качеством образования: уровень администрации, уровень общественно-профессиональных объединений педагогов (педагогический совет, методический совет, методические объединения, рабочие и творческие группы и др.) и органы государственно-общественного управления (Совет родителей). Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую потребностями субъектов ВСОКО и особенностями оценочных процедур. 3.2. К функциям субъектов ВСОКО относятся: • разработка, принятие и изменение локальных актов, регламентирующих функционирование и развитие ВСОКО в образовательной организации; • разработка и корректировка критериев и показателей внутренней оценки качества образования; • организационное, информационное и методическое обеспечение процедур оценки качества образования в образовательной организации; • анализ данных, полученных в результате проведения внутренней оценки качества образования в образовательной организации, и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, повышению эффективности функционирования ВСОКО; • сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования; • обеспечение информационной открытости результатов внутренней оценки качества образования в соответствии с действующим законодательством; • оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования в рамках проведения самообследования образовательной организации. 3.3. Распределение функций и полномочий субъектов ВСОКО осуществляется в соответствии с Уставом Школы, Положениями о методическом объединении педагогов, настоящим Положением и иными локальными нормативными актами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. 3.4. Состав должностных лиц, привлекаемых к мероприятиям и процедурам ВСОКО, и состав документов по итогам внутренней оценки качества образования определяют ежегодным приказом директора. 3.5. Администрация: • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их исполнение; • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях; • обеспечивает на основе образовательной программы проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; • организует систему мониторинга качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; • анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации; • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; • обеспечивает условия для подготовки работников и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на районный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы за учебный год, самообследование, публичный доклад директора); • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.6. Методические объединения педагогов: • участвуют в подготовке, проведении и анализе результатов оценочных процедур, анализе результатов учебной деятельности; • участвуют в выработке единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов; • вносят изменений и дополнений в образовательную программу образовательной организации и рабочие программы педагогов, в том числе по результатам оценочных процедур; • разрабатывают систему промежуточной аттестации обучающихся; • участвуют в планировании и анализе результатов профессионального самообразования, переподготовки и повышения квалификации педагогов, входящих в методическое объединение; • оказывают помощь обучающимся при составлении индивидуальных образовательных маршрутов по результатам оценочных процедур; • участвуют в планировании и организации внеклассной и внешкольной деятельности для развития талантов и профориентации обучающихся, в том числе на основе результатов оценочных процедур. 3.7. В функции органов государственно-общественного управления входит: • общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества; • оценка эффективности реализации программы развития образовательной организации, обеспечения качества условий обучения. 4. Организация ВСОКО 4.1. Внутренняя оценка качества образования в Школе осуществляется в соответствии с Планом ВСОКО, который утверждается приказом директора. 4.2. План ВСОКО разрабатывается в соответствии с данным Положением и иными нормативными локальными актами Школы, регламентирующими оценку качества образования. 4.3. Мероприятия по реализации ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.4. Области оценивания ВСОКО: • структура и содержание образовательных программ; • оценка достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных, высоких достижений обучающихся, участие в конкурсах и олимпиадах); • оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников; • оценка качества образовательного процесса (реализация учебных планов и рабочих программ, качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися, качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), адаптация обучающихся к условиям обучения и при переходе на следующий уровень образования; • оценка качества условий образовательной деятельности, включая контекстную информацию (психолого-педагогическое сопровождение, материально-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение, библиотечно-информационные ресурсы); • оценка качества образования по уровням общего образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; дополнительное образование детей; • оценка качества управления образовательной организацией, включая эффективность управленческих решений; • оценка удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников. 4.5. Объекты оценочной деятельности ВСОКО: • Результаты (индивидуальные достижения обучающихся, индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников); • Процессы (образовательный процесс в учебном коллективе, образовательный процесс, организуемый отдельным педагогическим работником); • Условия организации образовательного процесса (педагог, учебный кабинет, предмет и др.); • Управление образовательной организацией; 4.6. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество процессов, качество условий и качество управления. 4.7. Источниками данных ВСОКО являются: Оценка достижений обучающихся • международные исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA); • исследования на основе практики международных исследовании качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA); • национальные исследования качества образования (НИКО); • всероссийские проверочные работы (ВПР); • единый государственный экзамен (ЕГЭ); • основной государственный экзамен (ОГЭ); • государственный выпускной экзамен (ГВЭ); • региональные мониторинговые исследования и диагностические работы; • итоговая аттестация по предметам, не выносимым на ГИА; • промежуточная и текущая аттестация обучающихся; • участие и результативность в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; • внутренний мониторинг качества образовательных результатов обучающихся; • защита индивидуального итогового проекта обучающихся 11-х классов; • анализ результатов определения выпускников. Качество деятельности образовательной организации • данные о качестве образования из открытых и ведомственных источников; • данные о системе образования, содержащиеся в информационных системах; • данные о системе образования, собранные в ходе специально проводимых опросов; • характеристики условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации; • результаты социологических исследовании; • данные об удовлетворенности выпускников, родителей и работодателей результатами образования; • данные об удовлетворенности обучающихся и родителей образовательной деятельностью; • мониторинги повышения квалификации педагогов и руководящих работников. Результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательной организации • результаты аттестации педагогических работников; • результаты профессиональных педагогических конкурсов; • мониторинги эффективности руководителей; • конкурсы инновационной деятельности; • результаты контрольно-надзорных процедур; • результаты аккредитации образовательной деятельности. 5. Основные процедуры ВСОКО 5.1. ВСОКО включает комплекс процедур, формируемых на международном, федеральном, региональном уровнях, а также на уровне образовательной организации. 5.2. Система ВСОКО включает в себя внешнюю и внутреннюю оценки. 5.3. Внешняя оценка проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Основными оценочными процедурами внешней оценки являются: • Международные сравнительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA); • Исследования на основе практики международных сравнительных исследований; • Национальные исследования качества образования (НИКО); • Всероссийские проверочные работы (ВПР); • Единый государственный экзамен (ЕГЭ); • Основной государственный экзамен (ОГЭ) • Исследования компетенций учителей • Региональные диагностические работы (предметные и метапредметные) • Оценка знаний и умений обучающихся в рамках государственного контроля качества образования и государственной аккредитации образовательных организаций • Независимая оценка качества условий образовательной деятельности • Оценка удовлетворенности получателей образовательных услуг • Анализ инновационной деятельности • Олимпиады и конкурсы школьников • Аттестация педагогических кадров • Профессиональные конкурсы • Социологические исследования и опросы • Комплексные и тематические исследования • Контекстный анализ результатов оценочных процедур, организованных на федеральном и региональном уровнях 5.4. Внутренняя оценка организуется и проводится образовательной организацией. Основными оценочными процедурами внутренней оценки являются: • Текущее оценивание обучающихся • Итоговое оценивание обучающихся • Самообследование • Внутришкольные мониторинги • Портфолио обучающихся и педагогов • Внутренняя оценка условий образовательной деятельности • Опросы и анкетирования • Аттестация кадров 5.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством следующих процедур: • измерение • экспертиза • сравнительный анализ • тестирование • анкетирование • мониторинг • диагностическая работа • итоговый контроль • наблюдение (уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний) • собеседования (с учащимися, педагогами, родителями) • статистическая обработка информации. 5.6. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. 6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО 6.1. Цель использования результатов ВСОКО на уровне образовательной организации – обеспечение стабильного функционирования и (или) развития образовательной организации в области обеспечения качества образования, а также удовлетворение потребностей в информации о качестве образования разных групп пользователей. 6.2. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне образовательной организации для: • информирования обучающихся, их родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации; • разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся; • поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; • разработки (корректировки) программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся; • анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций; • подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов; • планирования работы методических объединений; • проведения самообследования и подготовки публичных отчетов; • оптимизации инфраструктуры и системы управления; • планирования внутреннего контроля. 6.3. Информация общего доступа о результатах внутренней оценки качества образования размещается на официальном сайте Школы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде отчета о результатах самообследования образовательной организации. 6.4. Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Школе осуществляется также через Публичный доклад директора о состоянии и перспективах развития образовательной организации. 7. Финансовое обеспечение ВСОКО. 7.1. Финансовое обеспечение ВСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности образовательной организации.