Мир_профессий_5_2023

Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск
Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

e-mail: shk-32@mail.ru

Утверждено:
приказ директора № 188 от 28.08.2023

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Мир профессий
5 класс

Первоуральск, 2023 год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с
обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа
внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с
разнообразием профессий на уровне основного общего образования,
обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся
применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления
учащихся о социокультурных особенностях и значении для общества профессий
человека.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися
возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире
профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся
на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
• познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
• развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у
школьников;
• содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какойлибо профессией;
• формировать положительное отношение к труду и людям труда.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные
методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной
жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для
успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с
социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут
проводиться не только в учебном кабинете, но и в библиотеке, на предприятиях
и организациях города и т. д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков,
интерактивных экскурсий, получения новой информации.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в
программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут
применять их на практике;

- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип практической направленности;
- принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей
обучающихся.
Межпредметные связи на занятиях:
ИЗО – оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при
защите проектов;
география, биология, история родного края – исследование, связь
региональных особенностей климата с социальной жизнью, особенности и
традиции общества, природные особенности и их влияние на занятия человека и
т.д.
технология – изготовление различных элементов по темам проектов;
литература – функциональная грамотность, особенности работы с текстом
и поиск информации.
Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение включает в себя: учебный кабинет
для группы учащихся, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для
учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в интернет;
- раздаточный материал;
- энциклопедии и дополнительная литература, словари.
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой
информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки,
видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать
сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать
статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить
фотоколлаж; составить выступление по плану; написать стихотворение; создать
презентацию, составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам
заранее подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ
по плану, подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему.
Формы проведения занятий:
Экскурсии, беседа, практическая работа, наблюдение, встреча с
представителями профессий, коллективные и индивидуальные исследования,
подготовка (обучение) к проекту, представление проекта, самостоятельная
работа, защита исследовательских работ, консультация, круглый стол,
дискуссия, выставка.
Технологии, методики: поисковая деятельность, информационнокоммуникационные технологии, технология педагогических мастерских,
здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа
внеурочной
деятельности
социально-педагогической
направленности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с
учётом
реализации
её
учителями,
занимающимися
вопросами

профессионального
просветительства,
профориентационной
работой,
социальной адаптацией детей. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю, всего в 5 классе – 34 ч. в год.
Содержание обучения
№
п/п

Тема

Количество
часов

1

Введение

1

2

Профессии
«Человек –
человек»

7

3

Профессии
«Человек –
художественный
образ»

6

4

Профессии
«Человек –
техника»

7

5

Профессии
«Человек –
знаковая
система»
Профессии
«Человек –
природа»

5

Заключение

2

6

7

6

Содержание

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра
«Собери
пословицу о труде».
Презентация.
Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь?
Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто
такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен
быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на
тему «Школа». Беседа о любимых воспитателях,
выявление главных их качеств. За что можно не любить
воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо
избавляться с детства. Знакомство с профессией врача.
Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со
школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В
больнице». Презентация «Халат врача, аптечка».
Беседы с представителями профессий. Экскурсия на
почту. Знакомство с профессией продавца
Знакомство с профессией архитектора, скульптора,
строителя. Беседа о предмете деятельности. Разминка
«Восприятие информации на слух и её запоминание».
Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на
пекарню. Знакомство
с профессией
повара.
Интервьюирование школьного повара. Познавательная
игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть
самобранка». Беседы с представителями профессий.
Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы
детей об известных им машинах. Маршрутная карта
водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на
развитие
моторной
памяти).
Знакомство
с
профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с
представителями профессий
Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста,
картографа. Беседы с представителями профессий.
Чтение карт, защита работ
Знакомство с профессиями цветовода, агронома,
селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с
представителями профессий. Уход за комнатными
растениями.
Защита мини-проектов «Профессии моих родителей».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
Личностными результатами освоения обучающимися внеурочной
образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности
школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные
учебные
действия:
предвосхищать
результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация
воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация
эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы;
обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь
и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы
взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать
и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные
учебные
действия:
ставить
и
формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись,
фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир
профессий» обучающийся должен
- знать: основные сферы профессиональной деятельности человека; основные
понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы
выполнения учебных проектов;
- уметь: оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о
профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; переносить
теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые
конкретные жизненные ситуации; выполнять учебные проекты.

Тематическое планирование
№
п/п

Раздел и тема
программы

Количество
часов

Форма
проведения
занятий

1

Путешествие
в мир
профессий

1

беседа

2

Профессия
«Человек –
человек»

7

Экскурсии,
виртуальные
экскурсии

3

Профессия
«Человек –
художественн
ый образ»

6

Практикум,
викторина,
конкурс
рисунков

4

Профессия
«Человек –
техника»

7

Практикум,
викторина,
конкурс
рисунков

5

Профессия
«Человек
знаковая
система»

5

Практикум,
викторина,
конкурс
рисунков

6

Практикум,
викторина,
конкурс
рисунков

6

Профессия
«Человек
природа»

–

–

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

Привлекать
внимание
учеников к обсуждаемой
на уроке информации,
активизировать
познавательную
деятельность
школьников
Реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности учащихся
на основе восприятия
элементов
действительности:
анализ
проблемных
ситуаций
Проектировать ситуации
и события, развивающие
культуру переживаний и
ценностные ориентации
ребёнка
Опираться на жизненный
опыт учащихся с учётом
воспитательных базовых
национальных ценностей
Проектировать ситуации
и события, развивающие
культуру переживаний и
ценностные ориентации
ребёнка
Опираться на жизненный
опыт учащихся с учётом
воспитательных базовых
национальных ценностей
Проектировать ситуации
и события, развивающие
культуру переживаний и
ценностные ориентации
ребёнка
Опираться на жизненный
опыт учащихся с учётом
воспитательных базовых
национальных ценностей
Проектировать ситуации
и события, развивающие
культуру переживаний и

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

№
п/п

7

Раздел и тема
программы

Заключение

Количество
часов

2

Форма
проведения
занятий

Выполнение
проектных
работ

Общее количество часов по программе – 34

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

ценностные ориентации
ребёнка
Опираться на жизненный
опыт учащихся с учётом
воспитательных базовых
национальных ценностей
Инициировать
и
поддерживать
исследовательскую
деятельность учащихся в
рамках
реализации
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://bvbkb.ru/?section=vne
urochnayadeyatelnost

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».