Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 e-mail: shk-32@mail.ru Утверждено: приказ директора № 188 от 28.08.2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Мир профессий 5 класс Первоуральск, 2023 год Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне основного общего образования, обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социокультурных особенностях и значении для общества профессий человека. Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей. Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи программы: • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников; • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какойлибо профессией; • формировать положительное отношение к труду и людям труда. В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в учебном кабинете, но и в библиотеке, на предприятиях и организациях города и т. д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой информации. Основные принципы реализации программы: - принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике; - принцип наглядности; - принцип личностной ориентации; - принцип практической направленности; - принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Межпредметные связи на занятиях: ИЗО – оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; география, биология, история родного края – исследование, связь региональных особенностей климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества, природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д. технология – изготовление различных элементов по темам проектов; литература – функциональная грамотность, особенности работы с текстом и поиск информации. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение включает в себя: учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в интернет; - раздаточный материал; - энциклопедии и дополнительная литература, словари. Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки. Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж; составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию, составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану, подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему. Формы проведения занятий: Экскурсии, беседа, практическая работа, наблюдение, встреча с представителями профессий, коллективные и индивидуальные исследования, подготовка (обучение) к проекту, представление проекта, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, круглый стол, дискуссия, выставка. Технологии, методики: поисковая деятельность, информационнокоммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые. Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её учителями, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в 5 классе – 34 ч. в год. Содержание обучения № п/п Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Профессии «Человек – человек» 7 3 Профессии «Человек – художественный образ» 6 4 Профессии «Человек – техника» 7 5 Профессии «Человек – знаковая система» Профессии «Человек – природа» 5 Заключение 2 6 7 6 Содержание Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий. Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями. Защита мини-проектов «Профессии моих родителей». Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. Личностными результатами освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: - овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей. Предметные результаты В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен - знать: основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов; - уметь: оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации; выполнять учебные проекты. Тематическое планирование № п/п Раздел и тема программы Количество часов Форма проведения занятий 1 Путешествие в мир профессий 1 беседа 2 Профессия «Человек – человек» 7 Экскурсии, виртуальные экскурсии 3 Профессия «Человек – художественн ый образ» 6 Практикум, викторина, конкурс рисунков 4 Профессия «Человек – техника» 7 Практикум, викторина, конкурс рисунков 5 Профессия «Человек знаковая система» 5 Практикум, викторина, конкурс рисунков 6 Практикум, викторина, конкурс рисунков 6 Профессия «Человек природа» – – Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Привлекать внимание учеников к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность школьников Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности учащихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка Опираться на жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка Опираться на жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка Опираться на жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost № п/п 7 Раздел и тема программы Заключение Количество часов 2 Форма проведения занятий Выполнение проектных работ Общее количество часов по программе – 34 Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания ценностные ориентации ребёнка Опираться на жизненный опыт учащихся с учётом воспитательных базовых национальных ценностей Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://bvbkb.ru/?section=vne urochnayadeyatelnost Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)