Программа ДО Музейное дело

Управление образования муниципального образования
городского округа Первоуральск
Первоуральское муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100
e-mail: shk-32@mail.ru

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

Рассмотрено: педагогический совет от
17.05.2024

Утверждено: приказ директора № 183
от 31.05.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Музейное дело»
Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год

Первоуральск, 2024

1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон
от 29.12.20012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и
доп. вступ. в силу с 11.01.2023);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная
распоряжением

Правительства

РФ

от

29.05.2015

г.

№996-р;

-

Концепция

развития

дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
-Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями,

осуществляющими образовательную

деятельность,

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

-

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. 652н «Об

утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;

-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об

утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
--Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
- Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования,
среднего

профессионального

образования

и

соответствующего

дополнительного

профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования
детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых
осуществляется

органами

государственной

власти

субъектов

Российской

Федерации,

осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках
федерального

государственного

контроля

(надзора)

в

сфере

образования

(утвержден

Министерством просвещения РФ 17 июля 2023 года) (с изменениями от 19 июня 2024года).
-Утверждено локальными актами и уставом ПМАОУ «Школа № 32»
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» имеет
туристско-краеведческую направленность и даёт возможность детям проявить и реализовать свои
творческие способности в области музееведения.
Актуальность программы
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям,
которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего
поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной
деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и
культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа
«Музейное

дело» предполагает

организацию

деятельности

обучающихся

от

простого

собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий,
самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ
научной музейной работы.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания
обучающихся, направлена на мотивацию личности, познанию, учитывает их возраст,
индивидуальные особенности и возможности.

Реализация программы поможет раскрыть

творческие способности каждого ребенка. Обучение и воспитание уважения к героической
истории России, культурному наследию своего народа, привитие интереса к истории и культуре
своей Родины, к истокам народного творчества осуществляется в процессе творческой работы.
Отличительная особенность
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» реализуется в школьном
музее.

Отличительной

особенностью

данной

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы является её практическая значимость. Теоретические знания и
навыки, полученные в ходе освоения образовательной программы, не только способствуют
интеллектуальному

и

эмоциональному

развитию

обучающегося,

но

помогают

в

профессиональном самоопределении. Программа деятельности кружка открытая. Это позволяет
ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Особенностью программы является её
вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Программа
не ограничена временными рамками и предполагает следующее содержание: изучение
документальных, вещественных свидетельств истории (предметов, памятников), расширение
представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников разных исторических периодов
жизни страны (дореволюционный, предвоенный, военный, современный). Программа соотнесена
с программами по истории, географии, обществознанию, историческому краеведению. После
проведения вводных занятий и утверждения плана работы, каждый участник кружка выбирает
тему для исследования. Это его индивидуальное задание. В течение года проводит поисковую
работу. Систематически получает индивидуальные

консультации. Итогом работы является

написание исследовательской работы и выступление с проектом на мероприятии любого уровня.
Отводятся часы для самостоятельной работы учащихся по выполнению практического задания в
рамках заданного проекта. Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем
работы по необходимости и корректировка в планировании по мере выявления новых направлений
в работе в соответствии с найденными материалами в ходе проводимых исследований.
Дополнительно параллельно с поисково – исследовательской работой проводится экскурсионная
(просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и
оформленным материалам для учащихся школы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она направлена на
мотивацию личности к познанию и творчеству, формированию у обучающихся практических
навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. Программа поможет
обучающимся раскрыть творческие способности, быть самостоятельными и ответственными,
усидчивым, терпеливым, аккуратным.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Музейное дело» рассчитана для реализации с подростками в возрасте 11-15 лет, проявляющих
интерес к истории и героическому прошлому нашей страны.
Степень предварительной подготовки обучающихся не обязателен.
Состав группы: разновозрастная группа, с количеством обучающихся от 10 до 20 человек в
группе с учетом их возрастных особенностей, интересов и способностей.
Уровень программы
Уровень программы –базовый
Освоение основ поисково-исследовательской деятельности и получение умений в оформлении
результата поисково-исследовательской деятельности.
Объем и сроки освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейное
дело» - 1 год 2 часа в неделю.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 74 часа.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе используется традиционная
модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебными планами данной
программы.
Группы формируются из обучающихся 11-15 лет. Состав группы – постоянный. Занятия
проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое занятие, тематическое
занятие, мастер-класс, выполнение самостоятельной работы, оформление выставочных работ,
выставка, экскурсия и другие.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный и дифференцированный
подход к обучению.
Режим занятий Стартовый уровень:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю 2 академических часа по 40 минут. Всего - 74 часа в
год, состав группы – 10-20 человек.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и планом работы учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом обучающихся, сокращение
численности их состава.
1.1.

Цели и задачи программы

Цель программы: Совершенствование навыков поисковой, исследовательской, проектной,
экспозиционной, экскурсоводческой деятельности учащихся, формирование научных и
профессиональных интересов.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):

-

познакомить с историей музейного дела;

-

развить первичные практические навыки музейной работы;

-познакомить с формами проведения поисковой, исследовательской работы по систематизации и
обобщению материалов, связанных с историей семьи, школы, посёлка, города, Республики Крым.

-

побудить

деятельности.

интерес

обучающихся

к

поисково-исследовательской

Метапредметные (развивающие):
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-

использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;

-

научить исследовательской и проектной деятельности;

-

представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и

необходимость своей деятельности.
-развивать умение

исследовать, общаться,

взаимодействовать при

организации

поиска

материалов Личностные (воспитательные):
-воспитывать уважение к истории и культуре своего народа через организацию научно –
исследовательской работы; -воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;

-

воспитывать чувство ответственности и долга перед малой Родиной;

-воспитывать познавательную активность;
-формировать общие этические нормы и правила поведения.
Воспитательный потенциал программы

1.2.

Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся общероссийской
гражданской идентичности и гражданской ответственности, чувства гордости за историю России,
воспитание культуры межнационального общения с использованием культурного наследия,
традиций народов России и Крыма, формирование морально-нравственных и личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, обучающиеся
привлекаются к участию в мероприятиях города, учреждения, детского объединения,
формирующие чувства патриотизма и гражданственности: благотворительных акциях «Белый
цветок»; выставках творческих работ «Новогодняя игрушка», «Символ года», «Пасхальный
фестиваль»; конкурсах «Космические фантазии» и «Наследники традиций», «Судьба моей семьи
в судьбе моей страны», «Школьный музей».
Воспитывают самостоятельность, ответственность за результат подготовленной экскурсии в
соответствии с возрастными особенностями школьников. Беседы на актуальные темы
воспитывают доброту, щедрость, сопереживание, любовь к Родине, близким, природе, животным,
формируют культуру поведения, общения с людьми и окружающим миром.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к творческим занятиям и уровень
личностных достижений обучающихся.
В процессе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся сформируются чувства
патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям, героическому прошлому
отцов,

дедов

и

прадедов.

У

обучающихся

сформируются

личностные

качества:

целеустремлённость, стремление к совершенству и творческому росту, трудолюбие, аккуратность,
ответственность, умение довести начатое дело до конца.

№

1.2. Содержание программы
Тематическое планирование
Название раздела, темы
Кол-во часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации

1

Вводное,
организационное 4
занятие. Основы теории и
организации музейного дела.
Инструктаж по ТБ
История музейного дела в России.
Школьный музей.

1

3

Беседа, опрос

2

Фонды музея. Организация
фондовой работы. Хранение
материалов Школьного музея.

1

3

практические занятия

3

Поисковая работа.
10
Принципы систематизации, сбор и
оформление материала. Встреча с
ветеранами
войны,
труда,
выпускниками школы

2

8

написание
творческих
работ,
рефератов,
защита работ.

4

Проведение экскурсий.

22

-

22

подготовка
и
проведение
экскурсий
для
учащихся (групповая
и
индивидуальная
работа)

5

Подготовка
материалов
новых экспозиций

12

2

10

оформление
выставок

6

Культурно-массовая и учебновоспитательная работа. Участие
в мероприятиях различного
уровня.

20

4

16

участие
мероприятиях,
конкурсах.

для

4

в

7

Итоговое
занятие
аттестация)

Всего

(итоговая

2

-

2

74

10

64

игра-викторина,
выставка творческих
работ

Содержание учебного плана Стартовый уровень 1 год обучения
1. Вводное занятие (1 час).
Теория:
Цель: формировать представление детей о правилах поведения в творческом объединении
«Музейное дело», правилах
дорожного движения, техники
безопасности,
противопожарной безопасности; развивать умение применять полученные знания в
жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.
Организационное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Основы теории и
организации музейного дела. Проводится экскурсия по музею. Ребята должны
соблюдать следующие правила
поведения, установленные
в
объединении:
Приходить на занятия по расписанию, не опаздывать, чтобы не отвлекать других.
Разговаривать вполголоса, не бегать во избежание травматизма. При плохом
самочувствии сообщить педагогу.
Бережно относится к музейным экспонатам. Приводить в порядок свое рабочее место после
окончания занятия. Напомнить правила дорожного движения, техники безопасности,
противопожарной безопасности.
На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных
экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.
Беседа, опрос
История музейного дела в России
Теория:
Цель: рассказать о развитии музейного дела в России, о первых музеях.
Дать представление сущности музея, его специфику, социальные задачи, основные
направления музейной деятельности. Дети должны получить знания о развитии музейного
дела, об истории музея.
Беседа, опрос
Сущность и специфические особенности краеведческого музея Теория:
Цель: особенности, структуру и значение школьного историко-краеведческого музея.
История создания школьного музея, его значение в воспитании и образовании.
Специфические особенности музея.
Знакомство с музеями города.
- Опрос, практ. работа
2.. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Хранение материалов музея (1
час).
Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными
принципами
сбора, отбора
и
хранения
материала, ведения
музейной документации.
Теория: Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фото- и
кино-источники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал.
Вспомогательный фонд. Его состав. Критерии отбора материалов для школьного музея.
Учет фондов и научное описание музейных материалов. Инвентарная книга. Единица
хранения. Шифрование музейных предметов.
Картотеки.
Практика: Практические занятия

Оформление,
систематизация,
сортировка накопленных
материалов.
Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, ведение музейной документации.
3. Поисковая работа (4 часа).
Принципы систематизации, сбор и оформление материала.
Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.
Цель: обучение принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов.
Теория. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов,
Интервьюировании респондентов, знакомство со средствами и способами сбора
материалов. Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом.
Практика: Встречи с респондентами, с выпускниками школы разных лет. Сбор и
систематизация материала. Составление презентаций, составление альбомов на основе
собранного и систематизированного материала.
Написание творческих работ, рефератов. Защита работ.
Подготовка музейной экскурсии
Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление
плана экскурсии, описание экспонатов.
Теория: Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и
тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного,
иногда нескольких музейных разделов. Изучение материалов, относящихся к теме
экскурсии, разработка целей, плана экскурсии, итоговых вопросов и ответов.
Практика: Составление плана экскурсии, осмотр и описание экспонатов. Запись экскурсии,
тренинговые занятия, пробные экскурсии.
4. Проведение экскурсий (10 часов). Практика:
День открытых дверей в музее.
Экскурсии:
Обзорная.
Живая нить времён.
Мы- наследники Великой Победы.
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли…
От рубеля до электрического утюга.
История школы
Крестьянский быт в конце 19-нач. 20 вв.
История СССР в ёлочных игрушках. Оружие
II-й мировой войны.
3. Встреча в музее ветеранов педагогического труда школы.
4. Подготовка и проведение экскурсий на тему «Чтобы выжить…», «Письма с фронта»,
«Дети войны», «Учителя -участники ВОВ».
«История одного класса»
Подготовка и проведение экскурсий для учащихся (групповая и индивидуальная работа)
Подготовка материалов для новых экспозиций (10 часов).
Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые экспозиции.
Теория: Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», Некоторые вопросы методологии
разработки музейной экспозиции. Принципы построения музейных экспозиций. Этапы
создания музейной экспозиции.
Практика: Создание новых экспозиций.
Оформление выставок

5.

6. Культурно-массовая и воспитательная работа. Участие в мероприятиях различного
уровня (10 часов).
Цель: учить подбору материала к внеклассным мероприятиям, развивать умение
публичного выступления.
Теория: Обучение
принципам и
правилам
подготовки материалов к
мероприятиям.
Практика: Подготовка и проведение тематических классных часов и праздников.
Подготовка материалов к мероприятиям и конкурсам.
Участие в мероприятиях, конкурсах.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация (1 час).
Цель: сплочение коллектива, развитие коммуникативных качеств у детей.
Практика: Проведение викторины.
Игра – викторина. Выставка материалов к экскурсиям «История одного экспоната».
1.3. Планируемые результаты
Стартовый уровень 1 год обучения Предметные
результаты:
-повышение образовательного уровня учащихся;
-формирование навыков получения новых знаний;
- ориентироваться в музейной терминологии;
-научиться первичным навыкам использования полученных знаний, умений, как основы
исторического мышления;
-знать основополагающие знания об истории родного края; - уметь
работать с историческим материалом своего региона.
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

7.

- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно- музейной
обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации
работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед малой Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование
уважительного
отношения к
истории,
культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении и
сотрудничестве со сверстниками
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы
исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона; - уметь работать с
топонимическим материалом своего региона. Обучающиеся получат возможность
научиться:
- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
- анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая их с действиями
других учащихся;
-проводить экскурсии дли обучающихся первых-девятых классов;
- принимать активное участие в проведении школьных, муниципальных,
региональных, всероссийских конкурсов.
2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Музейное дело» осуществляется педагогом, имеющим высшее образование и
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, в
соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», а также постоянно повышающим уровень профессионального
мастерства.
При реализации программы осуществляется сотрудничество с учителями
начальных классов, учителями ИЗО, технологии, истории, географии, классными
руководителями, педагогами доп. образования краеведческой направленности.
Сотрудничество с работниками краеведческого музея.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее материальнотехническое обеспечение:
•
учебный кабинет для занятий (школьный музей);

•

ноутбук, принтер; • столы, стулья, шкафы.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения:
•
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
•
метод упражнений и повторений (выработка практических навыков);
•
метод показа;
•
объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
•
репродуктивный;
•
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);

•

частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
•
игровой.
Методы воспитания:
•
личный пример;
•
мотивация;
•
стимулирование, похвала;
•
поощрения;
•
замечания;
•
убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие,
самостоятельная работа, открытое занятие, игра, выставка, конкурс, мастер- класс,
наблюдение, экскурсия.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на
сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет следующие
технологии:
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология развивающего обучения;
•
технология индивидуализации обучения;
•
технология группового обучения;
•
технология разноуровневого обучения;
•
технология проблемного обучения;
•
технологии коллективной творческой деятельности;
•
здоровье сберегающая технология;

•

технология игровой деятельности;

•
•
•

технология развития ассоциативно-образного мышления;
коммуникативная технология обучения;
информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из четырёх частей:

I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, создание благоприятного психологического климата,
настраивание обучающихся на совместную работу.

II. Основная часть
1.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
2. Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
3. Физкультминутка;

4. Практическое применение полученных
практической работы). III. Заключение

знаний

и

умений

(выполнение

Рефлексия, подведение итогов занятия.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, экскурсия, отчетная выставка,
проводимая в конце учебного года, тестирование.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов Формы
отслеживания образовательных результатов: готовая экскурсия, презентация, видеоэкскурсия, фото работ или выставки, грамота, диплом, статья, информационное
сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов Форма
предъявления и демонстрации образовательных результатов: текст экскурсии,
презентация, выставка, конкурс, открытое занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, самостоятельная работа, участие в конкурсах).
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и отношение
ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества. Входной контроль
проводится в форме беседы с обучающимся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии в
форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися учебного
материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих обучение, это
позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или выполнения
практической работы, изучается динамика освоения содержания программы,
контролируется эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме. Форму промежуточного контроля определяет

педагог по своему усмотрению - педагогическое наблюдение, устный опрос,
викторины, самостоятельная практическая работа, участие в выставках и конкурсах.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса и экскурсии
или участия в творческих конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце года на итоговом занятии, контроль позволяет
определить эффективность обучения детей по программе, выявить определенные
результаты и по необходимости внести изменения в учебный процесс.
Оценочные материалы
Результатом обучения детей является определенный объем знаний, умений и
навыков. Для того, чтобы определить какие знания и умения получили дети, необходимо
проводить контроль знаний по разделам образовательной программы согласно учебнотематического плана и содержанию программы «Музейное дело».
Для оценки качества обучения используются тесты, викторины, кроссворды.
Проводятся конкурсы мастерства, выставки, игры. Используются контрольноизмерительные материалы как имеющиеся в методической литературе, так и
разрабатываемые педагогом и являющиеся приложением к данной программе.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос и выставка
творческих работ, обучающихся по темам программы.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред.
Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от
26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ)

3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев
образовательных учреждений»

4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско- краеведческого
движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
1. Концептуальные и нормативно – методические основы изучения краеведения в
образовательных организациях Ульяновской области. Сборник нормативных
документов под редакцией Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского. Ульяновск; Центр
ОСИ, 2015 г
2. Учебник: Историческое
краеведение. Учебник
7-9
классы
под
ред.
Т.Б.Табардановой. Ульяновск.2011г.
3. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография.
Горшкова Г.И. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института
переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.- метод,
5.

6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.

пособие. Ланкова Н.М. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно- образовательная
деятельность музеев. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. – М.:Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997. – 85с.
Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников:
Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. –
М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. Столяров Б.А. – М.:
Высшая школа, 2004. – 216с.
Школьный музей, его назначение и организация. Хитьков Н.А. – Киев, 1915.
Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие.
Юхневич М.Ю. – М.,1990.
«Основы музейного дела» Шляхтина Л.М., Фокин С.В. - СПБ,2000
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.- СПб.,2017.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Методическое и ресурсное обеспечение программы

1. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. –
М., 2001
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание школьников . – № 9,
2007.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М., 2007.
4. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой . Работа со школьниками в
краеведческом музее. – М., 2001.
5. Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. –Академкнига, 2006.
6. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2017г.. 7.
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 .
8. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность
музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры
музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ.
М., 2017..
8. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. «Преподавание основ музейного дела в школе. /
дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2013 год.
9. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты
истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 2013.
10.
Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки.
Выпуск 3 Барнаул, 2014.

Для учащихся и родителей
Для учащихся: 1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2011..
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012..
Интернет-ресурсы
www.museum.ru
www.culture.ru
www.whc.unesco.com
www.planetolog.ru
www.tvkultura.ru
www.otr-online.ru
www.tonkosti.ru
www.km.ru
www.tourlib.ru
www.cih.ru
www.all-names.net
www.in.msk.ru
www.telegraph.ru
www.moskva.ru

3

Информационный портал Музеи России
Портал Культурного наследия России
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Информационный портал по странам мира
Телеканал «Культура»
Общественное телевидение России
Электронная туристическая энциклопедия
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Туристская библиотека
Ресурс текстов по архитектуре
Происхождение и толкование имён
Москва неофициальная
Электронная версия известной книги В.А.
Никольского «Старая Москва»
Москва историческая. Литература о Москве,
Москва в фотографиях и в живописи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».