Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 e-mail: shk-32@mail.ru Утверждено: приказ директора № 188 от 28.08.2023 Рабочая программа учебного курса Финансовая грамотность 10-11 класс Первоуральск, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» основана на преемственности с программой для уровня основного общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование устойчивых личных установок в рамках финансовой культуры старших подростков. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. Программа по финансовой грамотности предполагает использование образовательной технологии, в основе которой лежит системно- деятельностный подход, а также применение информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для обеспечения практико-ориентированного и функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни старшими подростками. Содержание программы основывается на возрастных особенностях обучающихся и предусматривает комплексное освоение компонентов финансовой культуры. Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются: формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении денежно-кредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодёжи; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в старшем подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к применению страховых услуг; освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения; развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи; создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Финансовая грамотность», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе): 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа. Содержание обучения 10 класс Раздел 1. Государство и финансовая система Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика государства. Национальная платежная система. Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг. Инициативное бюджетирование. Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции. Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка. Риски и ограничения глобальной финансовой системы. Раздел 2. Государство и человек Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные пособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и потребления на этапах жизненного цикла. Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Риски цифровых технологий для потребителя. 11 класс Раздел 1. Инвестиции, инвесторы, риски Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования финансового рынка в период кризиса. Риски и возможности во время финансового кризиса. Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные фонды, сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования. Определение суммы, горизонта инвестирования и уровня допустимого риска. Управление инвестиционным портфелем. Выбор стратегии инвестиций. Инвестиции и операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки. Арбитраж. Хеджирование. Диверсификация. Эффективное использование активов и пассивов. Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к управлению финансовыми рисками. Финансовая дисциплина. Раздел 2. Профессия и финансовое благополучие человека Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора компании или смены рабочего места. Формирование фундамента для будущего, экономия за счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение, штрафы, изъятия, биржа труда, пособие по безработице. Требования официального трудоустройства. Риски семьи. Комплексное финансовое обслуживание. Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка наёмного работника. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по учебному курсу «Финансовая грамотность» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности. Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни. Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по учебному курсу «Финансовая грамотность» должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. Принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений; характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок; устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора; сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях; искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг; приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов; мошенничества; устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя; сберегательных сертификатах; определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг; решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья; овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов; искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов; приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. Тематическое планирование 10 класс № п/п Раздел и тема программы Государство и финансовая система Количество часов Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание учениками Привлекать внимание учеников к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность школьников Человек и 17 Организовывать в государство рамках урока проявление активной жизненной позиции Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Общее количество часов по программе – 34 17 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/methodology?ysclid=lmhxw5m7rx756074361 Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/methodology?ysclid=lmhxw5m7rx756074361 11 класс № п/п Раздел и тема программы Инвестиции, инвесторы, риски Количество часов Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание учениками Привлекать внимание учеников к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность школьников Профессия и 10 Организовывать в финансовое рамках урока благополучие проявление активной человека жизненной позиции Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Общее количество часов по программе – 34 24 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/methodology?ysclid=lmhxw5m7rx756074361 Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/methodology?ysclid=lmhxw5m7rx756074361 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)