Дорога дружбы 1-3 2023

Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск
Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

e-mail: shk-32@mail.ru

Утверждено:
приказ директора №188 от 28.08.2023

Рабочая программа
учебного предмета
Народы России: дорога дружбы
1-3 класс

Первоуральск, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Народы России: дорога дружбы»
составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к результатам
освоения с учётом программы воспитания на уровне начального общего
образования.
Учебный предмет «Народы России: дорога дружбы» дополняет и
углубляет раздел социально-гуманитарной направленности «Человек и
общество» предметной области «Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)». Базовой идеей предмета «Народы России: дорога дружбы»
является идея сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала
многонационального народа Российской Федерации на основе единства и
дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского
патриотизма.
Методологической основой концепции предмета является этнология (от
древнегреч. έθνος – народ, племя) – наука о происхождении, расселении и
функционировании народов-этносов, в предмете изучения которой значительное
место уделяется этнической культуре и механизмам взаимодействия этносов.
Спецификой учебного предмета «Народы России: дорога дружбы»
является направленность его содержания на формирование у выпускников
начальной школы базового уровня этнологической грамотности, которая
поможет им осознавать роль культурного многообразия человечества, бережно
относиться к традициям своего и других этносов, уважать опыт прошлых
поколений и современного им старшего поколения.
Актуальность предлагаемого учебного предмета определяется его вкладом
в формирование практических навыков этнокультурного общения, что позволит
дополнить коммуникативную и социокультурную компетенции младших
школьников важными для современной языковой и межэтнической ситуации
этнокультурными компетенциями, востребованными в сфере межнационального
общения.
Содержание учебного предмета «Народы России: дорога дружбы» в
полной мере раскрывает воспитательные возможности содержания предмета
«Окружающий мир», поскольку позволяет учителю демонстрировать
обучающимся примеры проявления человеколюбия и добросердечности, любви
к большой Родине (России) и малой родине, создаёт условия для усвоения знаний
основных норм, духовных и культурных традиций многонационального народа
Российской Федерации, способствует формированию позитивного отношения к
базовым ценностям российского общества. Содержание учебного предмета
«Народы России: дорога дружбы» способствует достижению личностных
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования, отражающих формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю
России.

Целями учебного предмета «Народы России: дорога дружбы» являются
становление основ позитивной гражданской, этнической и глобальной
идентичности на основе представления образа России как единого государства,
целостность которого обеспечивается тесной взаимосвязью народов,
проживающих на его территории и составляющих нацию наций, а также
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими основных норм, нравственных установок,
национально-культурных традиций многонационального народа Российской
Федерации, базовых ценностей российского общества.
Достижение поставленных целей конкретизируется решением следующих
задач:
прививать детям любовь к большой Родине (России) и малой родине
(месту, где человек родился или, откуда идут корни), к планете Земля в целом,
включая бережное отношение к природе и человеку;
воспитывать интерес и уважение ребёнка к родной для него этнической
культуре и к культурам других народов России (мира); способствовать их
восприятию как единства в многообразии;
формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура
любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает
в себя традиции и новации;
способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в
стране событиям, к совместному историческому прошлому и к современной
жизни многонационального народа России;
формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём,
желание вносить личный вклад в сохранение и приумножение культурного
наследия своего многонационального государства, своего этноса, мира в целом;
развивать познавательную активность и критическое мышление учащихся;
создать условия для раскрытия творческого потенциала младших
школьников;
освоить доступные способы изучения общества (с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве).
Содержание учебного предмета «Народы России: дорога дружбы»
включает информацию о правилах традиционных спортивных игр, о технологии
создания традиционных жилищ, костюмов, сувениров, о традиционной музыке
и пении российских этносов, поэтому ряд тем предполагает интеграцию с
учебными предметами базового цикла – изобразительным искусством,
технологией, физкультурой, музыкой, литературным чтением. С учебными
курсами «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе учебный предмет
«Народы России: дорога дружбы» объединяют такие общие цели образования,
как формирование ценностных и мировоззренческих установок, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся.

Учебный предмет «Народы России: дорога дружбы» включён в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений для
удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся.
Учебный предмет «Народы России: дорога дружбы» рассчитан на общую
учебную нагрузку в объёме 101 час: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 и в 3
классах.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета распределено на 3 раздела по годам
обучения: «Праздник дружбы», «Друзья приглашают в гости»; «Ярмарка
мастеров России». Тематика и объём материала разделов постепенно
усложняются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1-3
классов. Разделы делятся на темы, принципы выделения которых определяются
содержанием учебного материала и меняются от класса к классу.
Раздел «Праздник дружбы» делится на темы с учётом классификации
российских этносов по историко-этнографическим областям, которыми в
этнологии (антропологии) называют территории с определёнными природноклиматическими условиями, где длительное время соседствуют разные по
происхождению народы, приобретшие в результате взаимного влияния сходные
комплексы культуры.
В разделе «Друзья приглашают в гости» выделяются две большие темы,
которые, в свою очередь, подразделяются на подтемы. В теме «Праздники
народов России» географический принцип структурирования уступает место
сезонному, основанному на выделении традиционных праздников народов
России, отмечаемых в разные времена года и связанных с религиозными
представлениями и сезонной хозяйственной деятельностью людей. Вторая тема
посвящена фольклору народов России и включает сказки, притчи, легенды,
раскрывающие ценностные представления и культурные традиции народов РФ.
Структура раздела «Ярмарка мастеров России», который знакомит
обучающихся с материальной культурой народов России, определяется
делением на темы, посвящённые традиционным жилищам, ремёслам и
промыслам, игрушкам народов РФ.
1 класс
Раздел 1. Праздник дружбы (33 ч)
Наша Родина – Россия
Москва – столица России, многонационального государства. Общее
представление о разных народах России, о признаках этноса. Карта: поиск на
карте самой западной и самой восточной областей страны. Обзорное знакомство
с крупными географическими районами России: Дальний Восток, Сибирь,
Предуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Центральная Россия, Европейский
Север. Первоначальные представления о государственных символах России.
Уважительное отношение к русскому языку – государственному языку
Российской Федерации, к языку своего народа и других народов России.

Встречаем гостей с Дальнего Востока
Народы, населяющие Чукотку. Примеры приветствий и имён народов региона.
Природно-климатические условия региона, приспособление к ним людей.
Арктика, тундра, полярная ночь и полярный день, северное сияние, карликовые
деревья, разноцветные дома на ножках-опорах, вбитых в вечную мерзлоту,
животный мир. Традиционные народные игры: чукотско-эскимосский мяч (знак
солнца) и др.
Народы, населяющие Камчатку, приветствие на ительменском языке, имена.
Природно-климатические условия полуострова, приспособление к ним людей.
Символика герба Камчатки. Традиционные игры-состязания народов Камчатки:
камчатские гонки на одной лыже, гонки на собачьих упряжках и др.
Традиционные занятия народов Камчатки – сбор съедобных растений, яиц
морских птиц.
Народы, населяющие Амурский край и остров Сахалин. Примеры приветствий и
имён народов региона. Природно-климатические условия Амурского края и
острова Сахалин (дальневосточная тайга), приспособление к ним людей. Охота
и рыболовство – традиционные занятия народов Приамурья и Сахалина.
Знакомство с традиционными народными играми (томян, рыбаки и рыбки и др.).
Встречаем гостей из Сибири
Народы, населяющие Республику Саха (Якутия) и полуостров Ямал. Примеры
приветствий и имён народов региона. Природно-климатические условия севера
и центра Сибири, приспособление к ним людей: полюс холода, музей мерзлоты
и др. Кочевое оленеводство – традиционное занятие народов Крайнего Севера и
Сибири. Якуты – самые северные коневоды. Особенности якутской лошади. Чум
– традиционное жилище оленеводов. Роль собаки на Севере. Знакомство с
праздником День оленевода и традиционными народными играми-состязаниями
кочевых народов севера (перетягивание палки, набрасывание аркана-маута,
оленьи гонки и др.).
Народы, населяющие Республику Алтай. Примеры приветствий и имён народов
региона. Природно-климатические условия Южной Сибири, приспособление к
ним людей. Алтайские горы и предгорья. Наскальное рисуночное письмо. Озеро
Байкал – жемчужина России. Горнолыжный спорт на Алтае. Сбор съедобных и
лекарственных растений – традиционное занятие народов Сибири. Народная
алтайская игра-состязание «Тебек».
Встречаем гостей из Поволжья и с Урала
Народы, населяющие Республику Татарстан. Примеры приветствий и имён
народов региона. Города Поволжья: Казань, Нижний Новгород, Чебоксары,
Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Народы региона Поволжья и
Предуралья. Казанский кремль. Татарская народная игра «Тимербай». Татарская
народная сказка «Три желания».
Народы, населяющие Республику Башкортостан. Уфа ‒ столица Башкортостана.
Приветствие на башкирском языке, имена. Природно-климатические условия
Южного Предуралья и приспособление к ним людей: степь, горы, леса,
коневодство и скотоводство. Традиционная башкирская игра «Липкие пеньки».
Уральские сказы П. Бажова. Население Республик Коми и Пермского края.

Коми-пермяцкий народ. Примеры приветствий и имён народов региона. Природа
северной части Поволжья и Предуралья - Республики Коми и Пермского края.
Игры коми-пермяцкого народа «солнце», «льдинки, ветер и мороз». Сказания и
сказки народов коми и коми-пермяков.
Народы, населяющие Республику Калмыкия (низовья Волги). Приветствие на
калмыцком языке, имена. Природно-климатические условия Республики
Калмыкия: солёная вода, солончаки, ветер-суховей, растение перекати-поле и др.
Скотоводство – традиционное хозяйственное занятие калмыков. Формы
древнего народного жилища – кибитка, землянка. Символика герба Калмыкии
(лотос). Элиста. Город шахмат. Богатырь Джангар - главный персонаж
одноимённого героического эпоса калмыков. Отношение калмыцкого народа к
своему эпосу (подвиг Эрдни Деликова).
Встречаем гостей с Северного Кавказа и из Крыма
Народы, населяющие Северный Кавказ и Республику Дагестан (юг России).
Примеры приветствий и имён народов региона. Понятие о государственной
границе, объяснение названия «Северный Кавказ». Природа Республики
Дагестан: Каспийское море, Дагестанский заповедник (бархан Сарыкум, остров
Тюлений). Кавказское гостеприимство, отношение к старшим. Традиционные
хозяйственные занятия народов Северного Кавказа – земледелие и скотоводство.
Народная дагестанская игра «Защити гостя».
Народы, населяющие Чеченскую Республику. Примеры приветствий и имён
народов региона. Символика герба Чеченской Республики. Ознакомление с
высотной поясностью, особенностями горных кавказских поселений – аулов, с
древними сторожевыми и жилыми башнями, с устройством горской сакли и др.
Рассказ о подвиге участника ВОВ старшего сержанта Абухаджи Идрисова –
Героя Советского Союза. Традиционные спортивные игры-состязания чеченцев,
участие спортсменов из Чечни в международных Олимпийских играх.
Народы, населяющие Республику Северная Осетия (Алания), город Владикавказ.
Примеры приветствий и имён народов региона. Природа Северной Осетии
(Алании): река Терек, гора Казбек, гора Столовая. Кавказский барс на гербе
Республики Северная Осетия (Алания). Осетинский художник и поэт Коста
Хетагуров. Осетинские народные игры «барсы в пещерах», «дедушка-бабушка».
Осетинская легенда о горе Казбек, сказка «Что дороже». Пословицы народов
Кавказа.
Народы, населяющие Республику Кабардино-Балкария и город Нальчик.
Примеры приветствий и имён народов региона. Природа Кабардино-Балкарии:
гора Эльбрус – самая высокая в России. Альпинисты на Кавказе. Коневодство –
традиционное занятие народов Кавказа. Кабардинская порода лошадей.
Джигиты и джигитовка. Игры народов Северного Кавказа «журавли»
(кабардино-балкарская), «гаккарис» (осетинская).
Обобщение представления о народах Северного Кавказа: осетины, ингуши,
кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы. Знакомство с этносоциальной группой русских – терскими казаками, казачеством как служилым
сословием.

Народы, населяющие полуостров и Республику Крым: русские, крымские
татары, греки, евреи, армяне и др. Примеры приветствий и имён народов
региона. Природа Крыма: море, степи, скалы, солёные озера, реки.
Достопримечательности Крыма: «Ласточкино гнездо», Воронцовский дворец,
Бахчисарайский (ханский) дворец. Легенда о Бахчисарайском фонтане. Городгерой Севастополь и Черноморский флот. Рассказ о первой сестре милосердия
Даше Севастопольской (Михайловой). Понятие «милосердие». Традиционные
хозяйственные занятия крымских татар. Игры «овца убежала», «рыба пропала».
Встречаем гостей из Центральной России
Русский народ. Значение приветствия «Здравствуйте!». Русские имена. Природа
Центральной России: реки Ока, Дон. Меловые столбы Дивногорья. Муром –
древний русский город. Воронеж – колыбель русского флота. Древние русские
города Золотого кольца. Гербы городов (регионов) России, указывающие на
традиционные и современные занятия людей (викторина). Русские народные
игры «Арина», «Бабка-ёжка». Русский богатырь Илья Муромец. Южнорусская
хата и северная русская изба.
Встречаем гостей с Европейского Севера
Народы региона Европейский Север России: карелы, финны; поморы – морские
рыболовы и открыватели земель. Примеры приветствий и имён народов региона.
Природа Крайнего Севера и «крайнего запада» европейской части России: Белое,
Баренцево, Балтийское моря, озера Карелии, водопад Кивач, лесные растения.
Янтарь. Игра «лесник» (на основе игры «садовник») – закрепление знаний о
съедобных ягодах северных лесов. Города: Петрозаводск, Архангельск, СанктПетербург, Калининград (расположение, достопримечательности). Знакомство с
карело-финским эпосом «Калевала», карельская сказка «Почему в море вода
солёная».
Праздник кончается, дружба продолжается
«Путешествие» от самого восточного края страны до самого западного края.
Уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других
народов России.
2 класс
Раздел 2. Друзья приглашают в гости (34 ч)
Введение
Праздники государственные и национальные. Многообразие праздников, их
связь с историей народа, с особенностями культуры, хозяйственной и трудовой
деятельностью. Традиции и обычаи празднования: песни, танцы, игры, сказки,
притчи, легенды. Ценностные представления о любви к России, народам
Российской Федерации, к своей малой родине.
Праздники народов России
Страна встречает Новый год. Традиции празднования Нового года.
Украшенная ёлка – символ праздника. Образ праздника в повести А. Н. Толстого
«Детство Никиты». Великий Устюг – родина Деда Мороза. У разных народов
России – свой Дед Мороз.

Цаган Сар и Сагаалган. Новогодний праздник у калмыков и бурят. Что такое
«белый месяц». Праздничное угощение. Творчество калмыцкого танцевального
ансамбля «Тюльпан». Калмыцкий эпос «Джангар».
Масленица. Масленица – проводы зимы. История праздника. Символ
масленичных празднований. Масленичные игры. Проводы Масленицы.
Прощёное воскресенье.
Навруз. День весеннего равноденствия. Как отмечают праздник встречи весны
и Нового года народы Северного Кавказа. Как отмечают праздник татары,
башкиры, крымские татары. Праздничное угощение. Народные гулянья.
Пурим. Праздник весны в честь спасения еврейского народа. История о
персидском царе Артаксерксе, его придворном Амане и прекрасной Есфирь.
Служба в синагоге. Праздничный карнавал. Традиционные лакомства.
Пасха. Пасха – один из главных христианских праздников. Истоки праздника.
Великий пост перед Пасхой. Символы праздника. Картина С. Д. Милорадовича
«Приготовление к Пасхе». Что такое «крестный ход». Праздник Пасхи в
произведениях искусства: живописи, литературе.
День рождения оленёнка. Рождение оленёнка – важное событие в жизни
народов Севера России. Праздничные традиции: игры, соревнования, танцы.
Значение оленеводства в жизни народов Севера.
Ураза-байрам. Один из самых важных праздников мусульман. Мусульмане.
Народы, которые исповедуют ислам. Пост во время священного месяца Рамадан.
Праздничное угощение. Ураза-байрам – праздник добра, сострадания и
милосердия.
Сабантуй. Праздник, посвящённый весенним полевым работам. Праздничные
соревнования, танцы. Татарские и башкирские народные музыкальные
инструменты. Праздничное угощение. Трудовые праздники, связанные с
весенним севом других народов нашей страны: Удмуртский Тулыс Геры,
марийский Агавайрем, чувашский Акатуй, Собантой на Северном Кавказе.
Гербер. Удмуртский праздник плуга и изобилия. Спектакль «Свадьба поля».
Удмуртское праздничное угощение. Игры, танцы, хоровод. Национальные
песни, народные музыкальные инструменты.
Рош а-Шана. Еврейский Новый год в сентябре. Традиции праздника.
Праздничные открытки: история и современность. Шофар – древний
музыкальный инструмент. Праздничные угощения.
Праздники урожая. Как выглядит осень? Как встречали осень русские
крестьяне. Картина Б. М. Кустодиева «Осенний сельский праздник». Хозяйка
татарского праздника урожая – Сэмбелэ. Чувашский праздник урожая на
мельнице: Чуклеме. Чувашия – край ста тысяч песен. Дервиза – праздник урожая
крымских татар. Праздники урожая на Кавказе: соревнования по стрельбе из
ружья и лука. Грациозные танцы горцев.
Обобщение по теме «Праздники народов России».
Почитаем сказки народов России
Уважительное отношение к традициям и культуре своего народа и других
народов России. Первоначальные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни,

справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.).
Первоначальные представления о духовных ценностях народов России.
Уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других
народов России.
Мансийская сказка. Гордый олень.
Сказка крымских татар. Три сестры.
Удмуртская сказка. Мышь и Воробей.
Мордовская сказка. Как собака друга искала.
Якутская сказка. Как Ветер к великой Горе ходил.
Негидальская сказка. Таёжный человек и его друзья.
Татарская сказка. Звёздочка Зухра.
Чукотская сказка. Кудрявая девочка.
Балкарская сказка. Мудрый старик.
Русская сказка. Два Мороза.
Еврейская притча. Путники и каменная глыба.
Ингушская сказка. Кузнечик и муравей.
3 класс
Раздел 3. Ярмарка мастеров России (34 ч)
Введение
Общее знакомство с материальной культурой народов России: народные
промыслы и ремёсла, национальные костюмы, игрушки. Уважительное
отношение к традициям и культуре своего народа и других народов России.
Зайдём в каждый дом
Русская изба. Что такое сруб, конёк, наличники, ставни. Красный угол – самое
почитаемое место в доме. Мебель в русской избе. Большие русские семьи. Зачем
была нужна русская печь. Пословицы и поговорки про русскую избу. Русская
баня.
Татарский дом. Деревянные украшения. Убранство дома: лавки, сундуки,
ковры. Мужская и женская половины дома. Приготовление пищи, национальные
блюда. Национальное рукоделие: вышивка на полотенцах.
Чум. Переносное жилище кочевых народов Сибири, Дальнего Востока и Севера
России. Из чего делают чум. Устойчивость к морозам и ветру. Очаг. Как в чуме
встречают гостей. Что в чуме используется вместо мебели.
Яранга. Жилище народов Севера. Чем отличается чум от яранги. Устройство
яранги. Как в яранге хранят и готовят продукты. Приём гостей.
Юрта. Жилище степных народов. Из чего делают юрту, переносные и
непереносные юрты. Внутреннее строение юрты. Зачем наверху отверстие? Вход
в юрту – уникальный полог-ковёр. Правила поведения гостей.
Кавказская сакля. Поселение народов Северного Кавказа. Горное селение –
аул. Из чего горцы строили сакли. Для чего используется крыша сакли. Вход,
окна, очаг. Кладовая, предметы быта. Почему дома в ауле обращены на юг.
Место поселений: возле пастбищ и водных источников. Обычаи гостеприимства.

Казачий курень. Поселения на берегах Дона, на Кубани и в Ставрополье.
История появления казаков. Казачья станица. Происхождение слова «курень».
Обстановка в доме. Казачье оружие. Казачьи обычаи.
Мазанка. Дома народов юга России. Другое название мазанки: хата. Как строили
мазанку. Убранство внутри хаты: половики, рушники, скатерти. Как готовили
угощение. Приём гостей.
Обобщение по теме «Зайдём в каждый дом».
Народные ремёсла
Гончарное ремесло. Возникновение ремесла. Появление гончарного круга. Что
изготовляют гончары. Роспись изделий. Искусство керамики у разных народов.
Мастера Гжели. Особая роспись изделий Гжели.
Деревянные ремёсла. Что делают из дерева: мебель и орудия труда, кухонная
утварь и музыкальные инструменты, игрушки и украшения. Деревянное кружево
в украшении домов. Деревянная мебель в домах. Прялки. Деревянная кухонная
утварь: ложки, ковши, чаши, блюда, солонки, печные лопаты. Хохлома. Как
создаётся хохломская роспись. Берестяное ремесло. Изделия из берёсты в домах
народов Севера России, Сибири, Дальнего Востока. Берестяные туеса и корзинки
в комяцкой избе. Детские игрушки из берёсты: погремушка-шаркунок, плетёная
лошадка. Русская лаковая миниатюра. Изделия из продуктов переработки дерева
– из слоёв бумаги или картона, пропитанных клеем. Техника папье-маше.
Возникновение искусства лаковой миниатюры в подмосковном Федоскино в
XVIII веке. Палехские шкатулки. Особенности палехской миниатюры. Где живут
мастера лаковой миниатюры.
Красота, застывшая в металле. Изделия кузнецов: кольчуги, мечи и
наконечники стрел, серпы, вилы, топоры, подковы, украшения. Тульские
умельцы. Повесть Н. Лескова «Левша». Что изготовляли тульские мастера:
оружие, самовары. Роспись металлических подносов: Жостово. Традиционный
рисунок жостовской росписи – букет ярких, пышных роз. Оружие, которое
делали в кавказском ауле Кубачи. Легенды о мастерстве кубачинцев.
Изготовление ювелирных украшений и серебряной посуды: металлическое
кружево. Якутский музыкальный инструмент – хомус: уникальное звучание.
Резьба по кости. История использования кости человеком с древнейших времён.
Мастера из северного селения Холмогоры. Изделия из клыков и бивней
животных. Декоративные скульптуры. Умение чукчей и эскимосов создавать
изделия из моржовых клыков и зубов кашалота. Традиции косторезного ремесла.
Сказка, рассказанная на моржовом клыке.
Ковроткачество. Ковер-самолёт из сказки. Ковры есть в любом жилище.
История возникновения искусства ковроткачества. Ковроткачество на Северном
Кавказе, в Дагестане. Ценность ковра. Сложный рисунок и орнамент на ковре
ручной работы. Как ковры проверяли на прочность.
Женское рукоделие. Кружевоплетение и центры этого ремесла: город Елец в
Липецкой области, Михайлов в Рязанской области, Вятка в Кировской области,
Галич в Костромской области и Вологда и Вологодская область. «Нетающий
иней» вологодского кружева. Кружевница за работой на картине В. А.
Тропинина. Павловопосадские платки и их необыкновенный рисунок. Пуховые

платки из Оренбурга. Вышивка шёлком в Кайтагском районе Дагестана.
Искусство вышивки золотыми и серебряными нитями, которым владеют
татарские женщины. Техника золотого шитья в городе Торжке Тверской области.
Вышивки чувашских мастериц. Вышивка бисером на меховой одежде у эвенков.
Народный костюм – красота из глубины веков
Женский русский костюм: из чего состоит, чем украшен. Части костюма:
рубаха, сарафан, юбка, фартук, кокошник, кичка. Особенности костюма каждой
российской губернии. Мужской костюм: рубаха, штаны, пояс. Что такое
косоворотка. Зипуны и душегреи. Как отличалась одежда знатных людей. Обувь:
лапти, сапоги, валенки.
Татарский костюм. Основа костюма: рубаха и штаны. Происхождение слова
«штаны». Кулмэк и камзол, дублёнки, шубы. Головные уборы: домашние и
выходные. Тюбетейка. Женский головной убор: калфак. Богатые украшения,
нагрудник, перевязь. Татарская обувь: ичиги. Почему у татарских сапог
завёрнуты вверх носы?
Удмуртский костюм. Удмуртский костюм – символ трудолюбия и
аккуратности. Использование растительных красителей. Вышивка на
удмуртском костюме. Украшения из монет. Одежда для холодной зимы:
шерстяные кафтаны, шубы из овчины, валенки. Общие черты в костюмах
народов Поволжья. Необычный головной убор: айшон у удмуртов; шурка у
марийцев; панго у мордовцев. Пояс в удмуртском костюме. Традиции народа в
ношении национального костюма.
Калмыцкий костюм. Легенда о появлении национального калмыцкого
костюма. Мужской костюм: рубаха, штаны, бешмет, шуба и валенки. Картуз.
Женский костюм: длинное платье и безрукавка с яркими узорами. Какие
причёски носили замужние женщины. Традиции ношения головных уборов у
калмыков.
Костюмы народов Северного Кавказа. Общие черты национальной одежды.
Из чего создавалась традиционная одежда народов Кавказа. Как это связано с их
традиционными занятиями. Дорогие материалы для праздничной одежды.
Одежда защищала от неблагоприятных погодных условий. Чем отличалась
одежда знатных и бедных людей. Бешмет. Бурка и её назначение. Одежда
народов Кавказа приспособлена для жизни в горах. Папаха не просто предмет
одежды, а символ чести мужчины. Праздничный мужской костюм – кафтанчеркеска. Как одежда горца связана с оружием. Кинжал – неотъемлемая часть
национального костюма. Праздничная женская одежда. Костюм невесты.
Значение платка для кавказских женщин. Традиции национального костюма на
Кавказе в современной жизни.
Бурятский костюм. Байкал – колыбель бурятского народа. Традиционные
занятия бурят, их связь с народным костюмом. Из чего шили одежду буряты, у
каких народов они покупали ткани. Главный предмет одежды – халат. Его
использование в повседневной жизни. Особое значение пуговиц в бурятском
костюме. Огниво — часть мужского костюма. Родовые ножи. Головные уборы.
Обувь (унты). Женские украшения. Традиции и обычаи бурят.

Одежда северных оленеводов и охотников. Какой должна быть одежда людей,
живущих в тундре. Многослойность – условие сохранения тепла. Кухлянка –
меховая куртка, сшитая из шкуры оленя или нерпы. Зачем надевать сразу две
кухлянки? Вся одежда сшита из меха. Разные названия меховых сапог.
Украшение одежды: аппликации из меха и национальная вышивка.
Традиционная одежда ненцев, хантов, манси, коми и других народов – малица.
Что народы Севера носят летом.
Одежда народов Приамурья. Основное занятие жителей Амура – рыболовство.
Секреты обработки рыбьей кожи. Что можно сшить из этого материала. Нитки
из волокон крапивы. Как достичь разных цветов в одежде из рыбьих шкур.
Украшения аппликацией. Меховая одежда. Как обращаться с вещами из рыбьей
кожи. Берестяные туеса для хранения одежды. Сохранение древних промыслов.
Такие разные игрушки
Погремушка. Первая игрушка всех детей. Археологические находки. Из чего
делали русские погремушки в старину. Погремушки народов ханты и манси. Чем
наполняли погремушки народы Кавказа. Происхождение названия этой
игрушки.
Кукла. Любимая игрушка девочек. Из чего делали кукол. Куклы у комипермяков из травы, соломы и небольших поленьев. Плетённые из рогозы
алтайские куклы. Русские куклы из кусочков ткани. Игра в дочки-матери. Как
рисовали лицо осетинской кукле. Акань и нухуко – куклы из меха у народов
Севера. Традиционная татарская кукла из шерстяных ниток. Изготовление кукол
у лезгин. Куклы из дерева и глины у народов Дагестана.
Глиняные игрушки. История дымковской игрушки. Особенные свистульки.
Барыня и молодец, русская красавица с коромыслом – традиционные
дымковские персонажи. Изготовление игрушек из особой глины в деревне
Филимоново Тульской области. Каргопольская игрушка полуконь-получеловек
Полкан (Архангельская область).
Деревянные игрушки. Потешка. Значение слова «потеха». Знаменитая
матрёшка. История этой игрушки. Разнообразные матрёшки. Резные
богородские фигурки. Подвижные игрушки. Кубарь – любимая игра русских
детей. Какие разные волчки делают народы России. Лошадка-скакалка –
излюбленная игра мальчишек. Игрушки-головоломки народа ханты.
Игрушки, которые учат профессии. Копии взрослых орудий труда. В чём их
назначение? Игрушечные прялки. Игрушки будущих оленеводов, охотников и
рыболовов. Как игрушки готовили детей к взрослой жизни. Тренировка нужных
качеств в игре.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Народы России: дорога дружбы» на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Народы России: дорога дружбы»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и
интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе информационной);

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.


Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать
правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства
своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);


конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия
по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
 предвидеть
возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
 оценивать
целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать
без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


Предметные результаты
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;
 воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;

приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
 рассказывать о традиционных праздниках народов России, различать их
символику;
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами, представителями разных этносов.
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и
его главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов
родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
 на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
 отличать литературные произведения, фольклор народов РФ от
документальных рассказов о реальных событиях;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
 понимать роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации, уважительно относиться к языку своего народа и других
народов России;
 находить на карте России географические объекты, в частности:
полуострова (Чукотка, Камчатка, Ямал, Крым); острова (Сахалин); горы
(Алтай, Уральские горы, Кавказ); реки (Амур, Волга, Нева); озёра (Байкал);








океаны (Северный Ледовитый); моря (Чёрное, Каспийское, Балтийское) и
т. д.;
рассказывать о природном разнообразии и городах России (Анадырь,
Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Архангельск, Грозный,
Нальчик, Севастополь, Бахчисарай, Казань, Уфа, города Золотого кольца
России, Петрозаводск, Калининград);
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков и
разных народов Российской Федерации;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией).

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Раздел и тема программы

1

Введение

2

Встречаем
гостей
Дальнего Востока

3

Встречаем
Сибири

Количество
часов

1

с

5

гостей

из

4

4

Встречаем гостей
Поволжья и с Урала

из

7

5

Встречаем
Северного
Крыма

с
и

10

6

Встречаем гостей
Центральной России

из

2

7

Встречаем
гостей
европейского Севера

с

2

8

Итоговое занятие

гостей
Кавказа

2

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Привлекать внимание
учеников
к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий
Инициировать
учеников к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения, выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
Инициировать
учеников к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения, выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
Привлекать внимание
учеников
к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий
Привлекать внимание
учеников
к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий
Привлекать внимание
учеников к
обсуждаемой на уроке
информации,

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

№
п/п

Раздел и тема программы

Количество
часов

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

активизировать
познавательную
деятельность
школьников
Всего часов по плану – 33

2 класс
№
п/п

Раздел и тема программы

Количество
часов

1

Введение

2

Праздники
России

народов

16

3

Читаем сказки народов
России

15

4

Итоговое занятие

2

1

Всего часов по плану – 34

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Привлекать внимание
учеников
к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий
Привлекать внимание
учеников к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизировать
познавательную
деятельность
школьников

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3 класс
№
п/п

Раздел и тема программы

1

Введение

1

2

Зайдём в каждый дом

9

3

Народные ремёсла

7

4

Народный костюм –
красота из глубины веков

9

5

Такие разные игрушки

6

6

Итоговое занятие

2

Всего часов по плану – 34

Количество
часов

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Находить ценностный
аспект учебного
знания и информации,
обеспечивать его
понимание и
переживание
учениками
Инициировать
учеников к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения, выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
Инициировать
учеников к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения, выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
Инициировать
учеников к
обсуждению,
высказыванию своего
мнения, выработке
своего отношения по
поводу получаемой на
уроке социально
значимой информации
Привлекать внимание
учеников к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизировать
познавательную
деятельность
школьников

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».