Программа коррекционной работы ПМАОУ Школа №32

Министерство общего и профессиональное образования Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск

Первоуральское муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100
e-mail: shk-32@mail.ru

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

Утверждено приказом № 162 от 03.06.2022

Программа коррекционной работы
для обучающихся 5-9 классов
(приложение к основной образовательной программе ООО)

Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы 4
Перечень и содержание направлений работы ..................................................... 5
Диагностический модуль ..................................................................................... 7
Коррекционно-развивающий модуль ............................................................... 8
Консультативный модуль ................................................................................... 9
Информационно-просветительский модуль.................................................... 9
Механизмы реализации программы ................................................................... 10
Условия реализации программы ......................................................................... 11
Планируемые результаты реализации программы ......................................... 13
Содержание мониторинга освоения ПКР ....................................................... 17

Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым
структурным компонентом основной образовательной программы ПМАОУ
«Школа №32». ПКР разработана для обучающихся с трудностями в обучении и
социализации.
В соответствии с ФГОС ООО программа коррекционной работы
направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психологопедагогической помощи детям с трудностями в обучении и социализации в
освоении программы основного общего образования, их социальную адаптацию
и личностное самоопределение.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
̶ выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся,
направленности личности, профессиональных склонностей;
̶ систему комплексного психолого-педагогического сопровождения в
условиях образовательной деятельности, включающего психологопедагогическое обследование обучающихся и мониторинг динамики их
развития, личностного становления, проведение индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий;
̶ успешное освоение основной общеобразовательной программы основного
общего образования, достижение обучающимися с трудностями в
обучении и социализации предметных, метапредметных и личностных
результатов.
Программа коррекционной работы предусматривает создание условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные
образовательные
потребности
обучающихся
посредством
дифференцированного
психолого-педагогического
сопровождения,
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с
другими уровнями образования (начальным, средним). Программа
ориентирована на развитие потенциальных возможностей обучающихся и их
потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения
и успешной социализации.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования,
включая обучение на дому и с применением дистанционных технологий. Объём
помощи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с
обучающимся определяются на основании заключения психологопедагогического консилиума ПМАОУ «Школа №32» (ППК) и психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
Реализация программы коррекционной работы предусматривает создание
системы комплексной помощи на основе взаимодействия специалистов
сопровождения и комплексного подхода к организации сопровождающей
деятельности. Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи,
является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования
и включает следующие разделы:

̶
̶
̶
̶
̶

Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы.
Перечень и содержание направлений работы.
Механизмы реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы.

Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной
работы
Цели программы:
̶ создание
целостной
системы
комплексной,
динамической,
диагностической и специальной коррекционно-развивающей помощи,
обеспечивающей соответствие условий и характера образовательного
процесса индивидуальным и возрастным особенностям детей, имеющих
трудности в развитии;
̶ оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителям (законным представителям);
̶ осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при
освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ
основного общего образования, дополнительных образовательных
программ.
Задачи программы:
̶ определение
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся с трудностями в обучении и социализации, оказание
обучающимся специализированной помощи при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
̶ определение оптимальных психолого-педагогических и организационных
условий для получения основного общего образования обучающимися с
трудностями в обучении и социализации, для развития личности
обучающихся, их познавательных и коммуникативных способностей;
̶ разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих образовательных программ, учебных планов
для обучающихся с трудностями в обучении и социализации с учетом
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
их
индивидуальных возможностей;
̶ реализация комплексного психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППК и
ПМПК);
̶ реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации
и профессиональной ориентации обучающихся с трудностями в обучении
и социализации;
̶ обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с трудностями в обучении и
социализации;

̶

осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с
трудностями в обучении и социализации.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
– Преемственность.
Принцип
обеспечивает
создание
единого
образовательного пространства при переходе от начального общего образования
к основному общему образованию, способствует достижению личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения основных образовательных
программ основного общего образования, необходимых школьникам с
трудностями в обучении и социализации для продолжения образования.
Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими
разделами программы основного общего образования: программой
формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и
социализации обучающихся.
– Соблюдение интересов обучающихся. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной
пользой и в интересах обучающихся.
– Непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода
к её решению.
– Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимся, имеющими различные трудности в
обучении и социализации.
– Комплексность и системность. Принцип обеспечивает единство в подходах
к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации,
взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении
проблем обучающихся. Принцип предполагает комплексный психологопедагогический характер преодоления трудностей и включает совместную
работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед,
социальный педагог).

Перечень и содержание направлений работы
Программа коррекционной работы на ступени основного общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её
основное
содержание:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическая и коррекционная работа – выявление и коррекция
особенностей психического развития ребёнка, сформированности определённых
психологических новообразований, соответствия уровня развития умений,
знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным
ориентирам и требованиям общества:
̶ изучение обращений к психологу, поступающих от педагогов, родителей,
учащихся (определение проблемы);

̶

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся
компонентов психического развития и формирования личности учащегося
(постановка психологического диагноза);
̶ разработка индивидуальной программы психокоррекционной работы с
учащимися.
Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения
проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и
включает в себя:
̶ обеспечение психологической безопасности обучающегося;
̶ разработку и внедрение развивающих программ для обучающегося с
учётом задач каждого возрастного этапа;
̶ выявление психологических особенностей обучающегося, которые в
дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или
личностном развитии;
̶ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом
обучающегося на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с
которыми к психологу обращаются педагоги, учащиеся, родители.
Психологическое
просвещение
направлено
на
приобщение
педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической
культуре. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных
действий на каждом возрастном этапе.
Программа коррекционной работы основного общего образования
включает в себя взаимосвязанные модули. Данные модули отражают её основное
содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и направление на ППК и ПМПК;
коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию
универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей.

Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи
Задачи (направления
деятельности)

Планируемые результаты

Медицинская диагностика
Определить
Выявление
состояние
состояния
физического и
физического и
психического
психического
здоровья детей.
здоровья детей.

Виды и формы
деятельности

Изучение истории
развития ребёнка,
беседа с
родителями,
наблюдение
классного
руководителя,
анализ работ
обучающихся

Психолого-педагогическая диагностика
Первичная
Создание банка
Наблюдение,
диагностика для
данных
логопедическое и
выявления
обучающихся,
психологическое
группы «риска»
нуждающихся в
обследование;
специализированной анкетирование
помощи
родителей, беседы
с педагогами
Углублённая
Получение
Диагностирование.
диагностика
объективных
Заполнение
детей с ЗПР,
сведений об
диагностических
детей-инвалидов обучающемся на
документов
основании
специалистами
диагностической
информации
специалистов
разного профиля,
создание
диагностических
«портретов» детей
Анализ причины Индивидуальная
Разработка
возникновения
коррекционная
коррекционной
трудностей в
программа,
программы
обучении.
соответствующая
Выявление
выявленному
резервных
уровню развития
возможностей
обучающегося
Социально-педагогическая диагностика
Определить
Получение
Анкетирование,
уровень
объективной
наблюдение во
организованности информации об
время занятий,
ребёнка,
организованности
беседа с
особенности
ребёнка, умении
родителями,
эмоциональноучиться,
посещение семьи.
волевой и
особенностях
Составление

Сроки

Ответственные

сентябрь

Классный
руководитель
Медицинский
работник

сентябрь

Классный
руководитель
Педагогпсихолог

сентябрь

Педагогпсихолог

Октябрь

Педагогпсихолог

Сентябрьоктябрь

Классный
руководитель
Педагогпсихолог
Социальный
педагог
Педагог-

Задачи (направления
деятельности)

личностной
сферы; уровень
знаний по
предметам

Планируемые результаты

личности, уровню
знаний по
предметам.
Выявление
нарушений в
поведении

Виды и формы
деятельности

Сроки

характеристики.

Ответственные

предметник

Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении
содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и
эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления
деятельности)

Планируемые
результаты

Психолого-педагогическая работа
Планы,
Обеспечить
программы
педагогическое
сопровождение
детей с ЗПР,
детей-инвалидов

Обеспечить
психологическое
сопровождение
детей с ЗПР,
детей-инвалидов

Позитивная
динамика
развиваемых
параметров

Лечебно-профилактическая работа
Создание условий Позитивная
для сохранения и
динамика
укрепления
развиваемых
здоровья
параметров
обучающихся с
ЗПР, детейинвалидов

Виды и формы деятельности

Разработка
педагогами
индивидуальной
программы по
предмету для детей с
ЗПР, детейинвалидов.
Осуществление
педагогического
мониторинга
достижений
школьника.
1. Составление
графика для
коррекционной
работы.
2.Составление
расписания занятий.
3. Проведение
коррекционных
занятий.
4. Отслеживание
динамики развития
ребенка

Сроки

Ответственные

сентябрь

Заместитель
директора по
УВР
Учителяпредметники,
Классный
руководитель,
Социальный
педагог

До 10.10

Педагогпсихолог

10.1015.05

Внедрение
В
здоровьесберегающих течение
технологий в
года
образовательный
процесс. Организация
и проведение
мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику

Заместитель
директора по
УВР
Классный
руководитель
Педагогпсихолог
Медицинский
работник

Задачи (направления
деятельности)

Планируемые
результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

здоровья и
формирование
навыков здорового и
безопасного образа
жизни.
Реализация
профилактических
образовательных
программ

Консультативный модуль
Цель:
обеспечить
непрерывность
специального
индивидуального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи (направления
деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы
деятельности

Консультирование
педагогических
работников по
вопросам
инклюзивного
образования

Рекомендации,
приёмы,
упражнения и
другие материалы

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

Консультирование
учащихся по
выявленным
проблемам,
оказание
превентивной
помощи

Рекомендации,
приёмы,
упражнения и
другие материалы
Разработка плана
консультативной
работы с учащимся

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

Консультирование
родителей по
вопросам
образования,
выбора стратегии
воспитания,
психологофизиологическим
особенностям
детей

Рекомендации,
приёмы,
упражнения и
другие материалы
Разработка плана
консультативной
работы с
родителями

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

Сроки

Ответственные

По
отдельному
плануграфику

Специалисты
ППК,
Педагогпсихолог
Социальный
педагог
Заместитель
директора по
УВР
По
Специалисты
отдельному ППК,
плануПедагогграфику
психолог
Социальный
педагог
Заместитель
директора по
УВР
По
Специалисты
отдельному ППК,
плануПедагогграфику
психолог
Социальный
педагог
Заместитель
директора по
УВР

Информационно-просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по
вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного
процесса.

Задачи (направления
деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы
деятельности

Информирование
родителей
(законных
представителей)
по медицинским,
социальным,
правовым и
другим вопросам

Организация
работы по
вопросам
образования

Информационные
мероприятия

Психологопедагогическое
просвещение
педагогических
работников по
вопросам
развития,
обучения и
воспитания
данной категории
детей

Организация
методических
мероприятий по
вопросам
инклюзивного
образования

Информационные
мероприятия

Сроки

Ответственные

По
отдельному
плануграфику

Специалисты
ПМПК,
Педагогпсихолог
Социальный
педагог
Заместитель
директора по
УВР
По
Специалисты
отдельному ППК,
плануПедагогграфику
психолог
Социальный
педагог
Заместитель
директора по
УВР и другие
организации

Механизмы реализации программы
Комплексное психолого-педагогическое, социальное сопровождение и
поддержка обучающихся с трудностями в обучении и социализации
обеспечиваются специалистами ПМАОУ «Школа №32» (педагогом-психологом,
социальным педагогом, учителем-логопедом), регламентируются локальными
нормативными актами школы, а также её уставом, реализуется
преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки
обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии
педагогов образовательной организации, представителей администрации и
родителей (законных представителей).
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации
обеспечивает системное сопровождение обучающихся специалистами
различного профиля в образовательном процессе.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного
взаимодействия специалистов – это консилиумы и службы сопровождения
школы, которые предоставляют многопрофильную помощь обучающимся и их
родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с
адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией обучающихся с
трудностями в обучении и социализации.
Психолого-педагогический консилиум (ППК) является внутришкольной
формой организации сопровождения школьников с трудностями в обучении и
социализации, положение и регламент работы которой утверждается локальным
актом.

Цель работы ППК: выявление индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся и оказание им помощи (выработка рекомендаций по
обучению и воспитанию; выбор и отбор специальных методов, приёмов и
средств обучения).
Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой
развития и успеваемости обучающихся, своевременно вносят коррективы в
программу обучения и в рабочие коррекционно-развивающие программы;
рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют
отбор необходимых для обучающегося дополнительных дидактических
материалов и учебных пособий.
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных
организаций является одним из основных механизмов реализации программы
коррекционной работы на уровне основного общего образования. Сетевая форма
реализации программы коррекционной работы предполагает использование
ресурсов нескольких образовательных организаций (общеобразовательная
школа, государственные образовательные учреждения для обучающихся,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.),
а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и
иных организаций.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной
деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение
условий для освоения обучающимися основной программы основного общего
образования.
Образовательные организации, участвующие в реализации программы
коррекционной работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь
соответствующие лицензии на право осуществления образовательной
деятельности. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций
при совместной реализации программы коррекционной работы определяется
договором между ними.

Условия реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
̶ обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок);
̶ обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционноразвивающая направленность учебно-воспитательного процесса;
̶ учёт индивидуальных особенностей и особых образовательных,
социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
̶ соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
̶ использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
̶ развитие коммуникативных компетенций, необходимых для жизни
человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную

социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта,
социальных контактов с другими людьми;
̶ обеспечение активного сотрудничества обучающихся в разных видах
деятельности, обогащение их социального опыта, активизация
взаимодействия с разными партнёрами по коммуникации за счёт
расширения
образовательного,
социального,
коммуникативного
пространства;
̶ обеспечение специализированных условий (определение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на индивидуальные
образовательные потребности обучающихся;
̶ использование специальных методов, приёмов, средств обучения;
̶ обеспечение участия всех обучающихся образовательной организации в
проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
̶ обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются
рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической
направленности,
диагностический
и
коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителялогопеда и др.
При необходимости могут быть использованы программы коррекционных
курсов, предусмотренных адаптированными основными образовательными
программами основного общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является кадровое обеспечение. Коррекционно-развивающая работа должна
осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
Уровень квалификации работников ПМАОУ «Школа №32» для каждой
занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Обеспечена на постоянной основе подготовка, переподготовка и
повышение квалификации работников школы, занимающихся решением
вопросов образования школьников с трудностями в обучении и социализации.
Педагогические работники школы должны имеют чёткое представление об
особенностях психического и (или) физического развития школьников с
трудностями в обучении и социализации, об их индивидуальных

образовательных и социально-коммуникативных потребностях, о методиках и
технологиях организации образовательного и воспитательного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Для организации условий обучения детей данной категории в школе
имеются: кабинет социального педагога, кабинет психолога, медицинский
кабинет. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обустроен
пандус на входной группе здания. На лестницах лестничных маршей здания для
удобства ориентирования выполнена контрастная полоса ярко-жёлтого цвета и
закреплены нескользящие полосы по краю всех ступеней.
При входе в школу имеется табличка с информацией об организации,
выполненная шрифтом Брайля.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации ПКР является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной
формы
обучения
с
использованием
современных
информационно-коммуникационных технологий.
Создана система широкого доступа обучающихся, родителей (законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим
фондам,
предполагающим
наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание
комфортной развивающей образовательной среды:
̶ преемственной по отношению к начальному общему образованию и
учитывающей особенности организации основного общего образования, а
также специфику психофизического развития школьников с трудностями
обучения и социализации на данном уровне общего образования;
̶ обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и
интеграцию;
̶ способствующей достижению целей основного общего образования,
обеспечивающей его качество, доступность и открытость для
обучающихся, их родителей (законных представителей);
̶ способствующей
достижению
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
обучающимися в соответствии с требованиями, установленными
Стандартом.

Планируемые результаты реализации программы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение
требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты ПКР имеют дифференцированный характер и
могут определяться индивидуальными программами развития обучающихся.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы
планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные,
предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные

и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные
результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к
собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с
учётом индивидуальных особенностей; совершенствование умственных
действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью;
сформированность
коммуникативных
действий,
направленных
на
сотрудничество и конструктивное общение.
Предметные результаты (овладение содержанием ООП ООО, конкретных
предметных областей; подпрограмм) определяются совместно с учителем с
учётом индивидуальных особенностей разных категорий школьников с
трудностями в обучении и социализации.
Достижения обучающихся рассматриваются с учётом их предыдущих
индивидуальных достижений. Это может быть учёт собственных достижений
обучающегося.
Результатом коррекции развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может считаться не столько успешное освоение ими
основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых
компетенций.
Жизненно значимые компетенции

Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении,
способность вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных
условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения

Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни

Требования к результатам

– умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя;
– умение пользоваться личными
адаптивными средствами в разных
ситуациях, понимание того, что
пожаловаться и попросить о помощи при
проблемах в жизнеобеспечении – это
нормально и необходимо;
– умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь
достаточный запас фраз и определений;
– умение обратиться к взрослым при
затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной
помощи
– стремление к самостоятельности и
независимости в быту и помощи другим
людям в быту;
– овладение навыками самообслуживания;
– умение включаться в разнообразные
повседневные дела;
– умение принимать посильное участие,
брать на себя ответственность в каких-то
областях домашней жизни;

Жизненно значимые компетенции

Овладение навыками коммуникации

Дифференциация и осмысление картины
мира и её временно-пространственной
организации

Требования к результатам

– готовность включаться в разнообразные
повседневные дела и принимать в них
посильное участие, брать на себя
ответственность;
– понимание значения праздника дома и в
школе, того, что праздники бывают
разными; стремление порадовать близких;
стремление участвовать в подготовке и
проведении праздника
– умение решать актуальные жизненные
задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
– умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить
разговор;
– умение корректно выразить отказ и
недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.
– умение получать и уточнять информацию
от собеседника;
– освоение культурных форм выражения
своих чувств;
– умение передать свои впечатления,
соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
– умение принимать и включать в свой
личный опыт жизненный опыт других
людей;
– умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими
людьми
– адекватность бытового поведения
обучающегося с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для
окружающих; сохранности окружающей
предметной и природной среды;
– использование вещей в соответствии с их
функциями, принятым порядком и
характером наличной ситуации;
– расширение и накопление знакомых и
разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка,
городские и загородные
достопримечательности и др.;
– активность во взаимодействии с миром,
понимание собственной результативности.
– умение накапливать личные впечатления,
связанные с явлениями окружающего мира,

Жизненно значимые компетенции

Осмысление своего социального окружения
и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей

Требования к результатам

упорядочивать их во времени и
пространстве;
– умение устанавливать взаимосвязь
порядка природного и уклада собственной
жизни в семье и в школе, вести себя в быту
сообразно этому пониманию;
– умение устанавливать взаимосвязь
порядка общественного и уклада
собственной жизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку;
– прогресс в развитии любознательности,
наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в
совместную со взрослым
исследовательскую деятельность
– умение адекватно использовать принятые
в окружении обучающегося социальные
ритуалы;
– умение корректно выразить свои чувства,
отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
– знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного
статуса;
– умение проявлять инициативу, корректно
устанавливать и ограничивать контакт;
– умение не быть назойливым в своих
просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание
помощи;
– умение применять формы выражения
своих чувств соответственно ситуации
социального контакта;
– расширение круга освоенных социальных
контактов

В результате успешной реализации данных направлений учащиеся с
низкими учебными возможностями и с ограниченными возможностями здоровья
(в том числе и дети-инвалиды) будут способны осуществлять самостоятельную
учебную деятельность, адаптироваться в социуме, осваивать образовательные
программы с учётом склонностей, интересов и индивидуальных предпочтений.

Содержание мониторинга освоения ПКР
Мониторинг освоения ПКР проводится на ППК в ходе анализа результатов
диагностической работы специалистов. Оценка образовательных достижений
освоения ПКР осуществляется экспертной группой и выражается в уровневой
шкале: 3 балла – значительная динамика, 2 балла – удовлетворительная
динамика, 1 балл – незначительная динамика, 0 баллов – отсутствие динамики.
Критерии и показатели

Дифференциация и осмысление картины мира:
– интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает
новое, задаёт вопросы;
– включается в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность;
– адекватно ведёт себя в быту с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
– использует вещи в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером наличной ситуации
Овладение навыками коммуникации:
– реагирует на обращенную речь и просьбы;
– понимает и адекватно реагирует на речь окружающих;
– начинает, поддерживает и завершает разговор;
– корректно выражает отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
– передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
– делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми;
– слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять;
– замечает ошибки в речи одноклассников
Осмысление своего социального окружения:
– доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками;
– уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.);
– достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения;
– соблюдает правила поведения;
– мотив действий – не только «хочу», но и «надо»;
– принимает и любит себя;
– чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста
Последовательное формирование произвольных процессов:
– умеет концентрировать внимание;
– может удерживать на чем-либо своё внимание;
– использует различные приёмы запоминания;
– учится продумывать и планировать свои действия;
– способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих
поступков;
– управляет своими эмоциями, поведением, действиями;
– доводит до конца начатое дело;
– знает цель своих действий и поступков;
– старается выполнять все задания и просьбы учителя

Достигнутый уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».