Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 e-mail: shk-32@mail.ru Утверждено: приказ директора № 188 от 28.08.2023 Рабочая программа учебного предмета Культура безопасности жизнедеятельности 5-7 класс Первоуральск, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа по культуре безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи; антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; профилактика асоциального поведения учащихся; отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у обучающихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности; формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. Структура курса «Культура безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов. Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Культура безопасности жизнедеятельности изучается с 5 по 7 класс в объёме 34 часа в год в каждом классе (1 час в неделю). Содержание обучения 5 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия) 6 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Основы, комплексной безопасности Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Автономное существование человека в природной среде. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы, медицинских знаний и оказание первой помощи Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Основы здорового образа жизни Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. 7 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомофизиологические особенности человека в подростковом возрасте. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества. Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей. Эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Метапредметные результаты Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны отражать: Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования; проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся. Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога; публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах); определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях; аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по учебному предмету «Культура безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: 1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства; 2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; 3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; 4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; 5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; 6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; 7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); 8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; 10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей; 11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; 12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы). Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета КБЖ, по классам: К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: узнавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь; основным правилам безопасного поведения на дороге; правилам поведения при угрозе террористического акта; вести здоровый образ жизни. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; находить вредные привычки и способы их профилактики; правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера; способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах; пользоваться средствами индивидуальной защиты; обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: основам здорового образа жизни: факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и правила их профилактики; правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации; обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Тематическое планирование 5 класс № п/п Раздел и тема программы Количество часов 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 2 Опасные ситуации техногенного характера 6 3 Опасные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 2 5 Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 6 4 Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 3 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 2 Факторы, разрушающие здоровье 4 7 8 2 Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Формировать у школьников культуру здорового и безопасного образа жизни Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Воспитывать у школьников чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 № п/п 9 Раздел и тема программы Количество часов 7 Первая помощь и правила её оказания Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Общее количество часов по плану – 34 6 класс № п/п Раздел и тема программы Количество часов Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Формировать у школьников культуру здорового и безопасного образа жизни Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 4 Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 4 Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Воспитывать у школьников чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 1 Подготовка к активному отдыху на природе 6 2 Активный отдых на природе и безопасность 5 3 Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Опасные ситуации в природных условиях 6 6 Первая помощь при неотложных состояниях 4 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие 5 4 5 Общее количество часов по плану – 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 7 класс № п/п Раздел и тема программы Количество часов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Воспитывать у школьников чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 1 Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 3 Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 1 Моделировать на уроке ситуации для выбора Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 3 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 3 3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 2 5 Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологосоциального происхождения 3 6 Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения Защита населения от природных пожаров 3 7 8 9 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Побуждать учеников соблюдать на уроке правила учебной дисциплины и самоорганизации Организовывать работу учеников с социально значимой информацией, получаемой на уроке Формировать у школьников культуру здорового и безопасного образа жизни 1 4 Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 № п/п 10 11 12 Раздел и тема программы Количество часов Духовнонравственные основы противодействия терроризму и экстремизму Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 4 Первая помощь при неотложных состояниях 3 3 Общее количество часов по плану – 34 Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания поступка учеником (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Организовывать индивидуальную учебную деятельность Организовывать групповые формы учебной деятельности Воспитывать у школьников чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)