КБЖ_5-7_2023

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 32
с углубленным изучением отдельных предметов
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

e-mail: shk-32@mail.ru

Утверждено:
приказ директора № 188 от 28.08.2023

Рабочая программа
учебного предмета
Культура безопасности жизнедеятельности
5-7 класс

Первоуральск, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре безопасности жизнедеятельности составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе
строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
 безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
 принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи;
 антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
 профилактика асоциального поведения учащихся;
 отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
 готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
 формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
 выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
 приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных
и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные
ситуации с учётом своих возможностей;
 формирования у обучающихся представлений безопасного поведения не только в урочной,
но и во внеурочной деятельности;
 формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Культура безопасности жизнедеятельности» при модульном
построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля
и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Культура безопасности жизнедеятельности изучается с 5 по 7 класс в объёме 34 часа в
год в каждом классе (1 час в неделю).

Содержание обучения
5 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и
безопасность. Безопасность в повседневной жизни
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность
пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное
поведение в бытовых ситуациях.
Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах. Чрезвычайные
ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома.
Обеспечение личной безопасности на улице.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды
экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их
последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и
участие в террористической деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – элементы
здорового образа жизни. Рациональное питание. Гигиена питания.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных
привычек (практические занятия).
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах,
ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия)
6 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Основы, комплексной безопасности
Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и
направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места
для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для
похода.
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Подготовка и
проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение
лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы
и безопасность туристов.
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в
горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.
Автономное существование человека в природной среде. Добровольная автономия человека в
природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение
жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в
природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его
профилактика.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы, медицинских знаний и оказание первой помощи
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Оказание первой помощи
при травмах. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и
ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной
среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ
на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных
веществ.
7 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и
чрезвычайные ситуации природного характера.
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного
поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения
вулканов.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при
угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика.
Снежные лавины.
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и
защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита
населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых
потоков. Защита населения от цунами.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую
деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании
антитеррористического поведения.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомофизиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила
транспортировки пострадавшего.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защите Отечества.
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью
и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей.
Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения

в повседневной жизни.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и
каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в

общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ,
должны отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать
проблемные
вопросы,
отражающие
несоответствие
между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным
участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою
и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся культуры
безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования
модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной
жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных
знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной
системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные
результаты
по
учебному
предмету
«Культура
безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум,
природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты,
приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании

инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций
во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение,
общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета
КБЖ, по классам:
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
 узнавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила
личной безопасности;
 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам;
 принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
 оказывать первую медицинскую помощь;
 основным правилам безопасного поведения на дороге;
 правилам поведения при угрозе террористического акта;
 вести здоровый образ жизни.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
 узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,
физическое и социальное благополучие;
 предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и
действовать, обеспечивая личную безопасность;
 действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
 выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 находить вредные привычки и способы их профилактики;
 правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
 способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача
сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
 оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах;
пользоваться средствами индивидуальной защиты;
 обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
 основам здорового образа жизни: факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье,
вредные привычки и правила их профилактики;
 правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать
подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
 способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача
сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

 действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый
набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
 обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Раздел и тема программы

Количество
часов

1

Человек, среда его
обитания,
безопасность
человека

5

2

Опасные ситуации
техногенного
характера

6

3

Опасные ситуации
природного
характера
Чрезвычайные
ситуации
природного и
техногенного
характера

2

5

Опасные ситуации
социального
характера,
антиобщественное
поведение

3

6

4
Экстремизм и
терроризм –
чрезвычайные
опасности для
общества и
государства
3
Возрастные
особенности
развития человека и
здоровый образ
жизни
2
Факторы,
разрушающие
здоровье

4

7

8

2

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Побуждать учеников
соблюдать на уроке правила
учебной дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Побуждать учеников
соблюдать на уроке правила
учебной дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Формировать у школьников
культуру здорового и
безопасного образа жизни

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Организовывать
индивидуальную учебную
деятельность
Организовывать групповые
формы учебной
деятельности
Организовывать
индивидуальную учебную
деятельность
Организовывать групповые
формы учебной
деятельности
Воспитывать у школьников
чувство уважения к жизни
других людей и жизни
вообще

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником (тексты,
инфографика, видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником (тексты,
инфографика, видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

№
п/п

9

Раздел и тема программы

Количество
часов

7
Первая помощь и
правила её оказания

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником (тексты,
инфографика, видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Общее количество часов по плану – 34

6 класс
№
п/п

Раздел и тема программы

Количество
часов

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Побуждать учеников
соблюдать на уроке правила
учебной дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Побуждать учеников
соблюдать на уроке правила
учебной дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Формировать у школьников
культуру здорового и
безопасного образа жизни

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

4

Организовывать
индивидуальную учебную
деятельность
Организовывать групповые
формы учебной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

4

Организовывать
индивидуальную учебную
деятельность
Организовывать групповые
формы учебной
деятельности
Воспитывать у школьников
чувство уважения к жизни
других людей и жизни
вообще
Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником (тексты,
инфографика, видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

1

Подготовка к
активному отдыху
на природе

6

2

Активный отдых на
природе и
безопасность

5

3

Дальний
(внутренний) и
выездной туризм.
Меры безопасности
Обеспечение
безопасности при
автономном
существовании
человека в
природной среде
Опасные ситуации в
природных условиях

6

6

Первая помощь при
неотложных
состояниях

4

7

Здоровье человека и
факторы, на него
влияющие

5

4

5

Общее количество часов по плану – 34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

7 класс
№
п/п

Раздел и тема
программы

Количество
часов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Организовывать
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
групповые формы
учебной деятельности
Организовывать
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
групповые формы
учебной деятельности
Воспитывать у
школьников чувство
уважения к жизни других
людей и жизни вообще

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

1

Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником
(тексты, инфографика,
видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

3

Моделировать на уроке
ситуации для выбора
поступка учеником
(тексты, инфографика,
видео и др.)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

1

Моделировать на уроке
ситуации для выбора

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Опасные и
чрезвычайные
ситуации
природного
характера

3

2

Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения

3

3

Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
происхождения
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения

2

5

Природные пожары
и чрезвычайные
ситуации биологосоциального
происхождения

3

6

Защита населения от
чрезвычайных
ситуаций
геологического
происхождения
Защита населения от
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического
происхождения
Защита населения от
чрезвычайных
ситуаций
гидрологического
происхождения
Защита населения от
природных пожаров

3

7

8

9

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Побуждать учеников
соблюдать на уроке
правила учебной
дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Побуждать учеников
соблюдать на уроке
правила учебной
дисциплины и
самоорганизации
Организовывать работу
учеников с социально
значимой информацией,
получаемой на уроке
Формировать у
школьников культуру
здорового и безопасного
образа жизни

1

4

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

№
п/п

10

11

12

Раздел и тема
программы

Количество
часов

Духовнонравственные
основы
противодействия
терроризму и
экстремизму
Здоровый образ
жизни и его
значение для
гармоничного
развития человека

4

Первая помощь при
неотложных
состояниях

3

3

Общее количество часов по плану – 34

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

поступка учеником
(тексты, инфографика,
видео и др.)
Организовывать
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
групповые формы
учебной деятельности
Организовывать
индивидуальную
учебную деятельность
Организовывать
групповые формы
учебной деятельности
Воспитывать у
школьников чувство
уважения к жизни других
людей и жизни вообще

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».