Рабочая программа воспитания НОО 2023

Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск
Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 32»
пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск,
Свердловская область, 623100

тел/факс (8 343 9) 64–91–56,
64–90–86, 64–92–39

e-mail: shk-32@mail.ru

Утверждено:
приказ директора № 188 от 28.08.2023

Рабочая программа воспитания
начального общего образования

Первоуральск, 2023 год

Оглавление

Пояснительная записка ......................................................................................... 3
Целевой раздел ......................................................................................................... 4
Содержательный раздел ........................................................................................ 8
Уклад ПМАОУ «Школа №32» ..................................................................................................... 8
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................................................... 9
Модуль «Урочная деятельность» ............................................................................................. 9
Модуль «Внеурочная деятельность» и дополнительное образование ............................... 10
Модуль «Классное руководство» ........................................................................................... 11
Модуль «Основные общешкольные дела» ............................................................................ 14
Модуль «Внешкольные мероприятия» .................................................................................. 15
Модуль «Организация предметно-пространственной среды» ............................................ 15
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» ........................ 15
Модуль «Самоуправление»..................................................................................................... 16
Модуль «Профилактика и безопасность».............................................................................. 17
Модуль «Социальное партнёрство» ....................................................................................... 19
Модуль «Профориентация» .................................................................................................... 21
Модуль «Школьные медиа».................................................................................................... 22
Модуль «Детские общественные объединения» .................................................................. 22
Модуль Волонтёрство. Волонтёрское движение «Мы – частица щедрой души» ............. 23
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» .......................................................................... 24
Модуль «Школьный музей» ................................................................................................... 24
Модуль Школьный спортивный клуб «Легенда 32» ............................................................ 25
Модуль «Школьный театр» .................................................................................................... 25

Организационный раздел .................................................................................... 26
Кадровое обеспечение ................................................................................................................. 26
Нормативно-методическое обеспечение ................................................................................... 28
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
учащихся ....................................................................................................................................... 29
Анализ воспитательного процесса ............................................................................................. 29

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ПМАОУ «Школа № 32» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с
учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и
Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её
реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229).
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в ПМАОУ «Школа № 32»;
разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления ПМАОУ
«Школа № 32»;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел
Цель и задачи воспитания обучающихся
Содержание воспитания обучающихся в ПМАОУ «Школа № 32» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в ПМАОУ «Школа № 32» планируется и осуществляется
в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в ПМАОУ «Школа № 32»:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в ПМАОУ «Школа № 32»:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
- осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ПМАОУ «Школа № 32» планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
ПМАОУ «Школа № 32» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО
и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива в ПМАОУ «Школа № 32» для
выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования:
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
– России, её территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины – России, Российского государства;

понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;

выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.

Содержательный раздел
Уклад ПМАОУ «Школа №32»
Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 32» находится по адресу г. Первоуральск, Свердловской области, пр. Ильича, д. 6
и основана 1958 году. ПМАОУ «Школа № 32» – это школа с прочными традициями и богатой
историей, которые поддерживают педагоги, учащиеся, выпускники и родители. Именно
традиции обеспечивают стабильность воспитательной системы школы. Их сохранению и
развитию придаётся особое значение.
Школа № 32 находится в историческом и административном центре города, что
позволяет использовать воспитательный потенциал городских объектов культуры. От
микрорайона школы в шаговой доступности находятся учреждения дополнительного
образования: ДЮСШ, ЦДТ, ЦДО, городские библиотеки, Дворец культуры ПНТЗ, ПМБУ
ФКиС «Старт», Ледовый дворец спорта, ДВВС.
Школа № 32 – это школа, в которой создана особая эмоциональная атмосфера свободы
и единства. Годовой круг праздников и традиций включает общешкольные концерты,
фестивали, творческие и интеллектуальные игры, соревнования, тематические праздники,
выезды, выпуск школьных газет.
Приоритетными формами организации воспитательного процесса в школе являются:
РДДМ «Движение первых»; школьный спортивный клуб «Легенда 32»; волонтёрский отряд
«Мы частица щедрой души»; профориентационные проекты; работа школьного музея;
школьная медиа-служба «Новатор 32». Планируется развитие школьного театра.
Учащиеся и педагоги ПМАОУ «Школа № 32» активно участвуют в реализации
федеральных, региональных и муниципальных целевых программ. Школа имеет статус
лауреата-победителя Всероссийского конкурса образовательных организаций «Школа года
2023», директор школы Е.П. Стахеева – лауреат-победитель конкурса Всероссийское
признание «Лучшие руководители РФ». Учитель математики Н.Л. Соломатова ежегодно
становится победителем международной профессиональной олимпиады учителей «ПРОФИ».
Организация и проведение профилактических мероприятий в школе проходят
совместно с ОДН, ОМВД Первоуральска, Прокуратурой и городским судом, ГИБДД, ГАУЗ
СО «Первоуральская психиатрическая больница №8», ПГСС. Все названные учреждения
являются постоянными социальными партнёрами школы, возможности которых
используются для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности
учащихся во внеурочное время.
В начальной, основной и средней школе занимается 29 классов. Школа работает в 2
смены, учебные занятия проходят с 8.00 до 19.00. Между сменами проходят внеурочные
занятия, индивидуальные консультации для учащихся и родителей, факультативы, работа
кружков, внешкольные и общешкольные мероприятия.
В школе есть центр детских инициатив, спортивный зал, футбольное поле с игровыми
площадками, актовый зал, компьютерный класс, библиотека, столовая, достаточное
количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся.
Программа воспитания школы учитывает возможности социальной инфраструктуры,
потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных групп учащихся
школы.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребёнке и семье, приоритета безопасности ребёнка при
нахождении в школе;

ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребёнка
и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;


реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребёнка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Модуль «Внеурочная деятельность» и дополнительное образование
Направление
деятельности

Физкультурноспортивное и
оздоровительное

Форма деятельности

Спортивные секции
«ОФП», курс
внеурочной
деятельности
«Поиграй-ка», беседы
о ЗОЖ, спортивные
турниры и
оздоровительные
акции.
Общекультурное
Кружки «Хоровое
пение», танцевальная
студия «Шанс»,
творческие
объединения,
выставки, фестивали,
спектакли,
художественные
акции
Общеинтеллектуальное Курс внеурочной
деятельности «Основы
информационных
технологии»
Социальное
Кружок ДЮП
«Дружина юных
пожарных»; КТД,
социальные проекты

Духовно-нравственное

Содержание деятельности

Физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту
слабых.
«Весёлые старты», «Папа, мама и я –
спортивная семья», Осенний кросс
Создание благоприятных условий для
самореализации школьников, раскрытие
их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, воспитание
ценностного отношения школьников к
культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Формирование функционально
грамотности школьников, развитие
творческой активности

Передача школьникам социально
значимых знаний, развитие их
любознательности, привлечение
внимания к экономическим,
политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего
общества, формирование
гуманистического мировоззрения и
научной картины мира.
Курс внеурочной
Воспитание у школьников любви к
деятельности «Народы своему краю, его истории, культуре,
России: дорога
природе, развитие самостоятельности и
дружбы»
ответственности.

Модуль «Классное руководство»
Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя
заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребёнка. Классный
руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к
конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.
Вид деятельности

Форма деятельности

Работа с классным коллективом
Инициирование и
Совместные дела,
поддержка участия класса в праздники, конкурсы,
общешкольных и классных соревнования, игры,
ключевых делах.
коллективные
творческие дела
познавательной,
творческой
направленности

Проведение классных часов
как часов плодотворного и
доверительного общения
педагога и школьников.

Час общения, тренинги.

Выработка совместно со
школьниками законов
класса, помогающих детям
освоить нормы и правила
общения, которым они
должны следовать в школе

Беседы, игры

Индивидуальная работа с учащимися
Изучение особенностей
Диагностика
личностного развития
учащихся класса.

Содержание деятельности

Сплочение класса через
проведение общих мероприятий
(игр, квестов, конкурсов).
Развитие личностного
потенциала через просмотр
рекомендованных видеофильмов
и мультфильмов; чтение
литературных произведений.
Оказание необходимой помощи
детям в подготовке, проведении
и анализе мероприятий.
Проведение классных часов и
тренингов, направленных на
сплочение коллектива и
предоставляющих возможность
рефлексии собственного
поведения, роли в классном
коллективе, участия в жизни
класса
Технология «Соглашение о
взаимоотношениях», основанная
на принципах уважительного
отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам
возможности обсуждения и
принятия решений по
обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды
для общения.
Проведение мониторинга
развития социальноэмоциональных навыков,
определяющего следующие
показатели:
– достижение целей – умение
работать над достижением
краткосрочных и долгосрочных
целей (устойчивость,
самоконтроль, стремление к
цели);

Вид деятельности

Поддержка ребёнка в
решении важных для него
жизненных проблем –
налаживании
взаимоотношений с
одноклассниками или
учителями

Форма деятельности

Неформальные беседы,
вовлечение во
внеурочную
деятельность

Содержание деятельности

– работа с другими – умение
выстраивать продуктивные
взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми
(коммуникабельность, уважение,
заботливость);
– управление эмоциями –
контроль над тем, как эмоции
проявляются в школьном
контексте и как влияют на
выполнение заданий и общение
со сверстниками и взрослыми
(оптимизм, самоуважение,
уверенность);
– восприятие и понимание
причин эмоций как базовая
способность, определяющая
успешность коммуникации с
другими и понимания себя;
– эмоциональная регуляция как
способность определять
интенсивность своих
переживаний, оценку
эффективности своего состояния
относительно актуальной задачи
и развитие умения менять своё
эмоциональное состояние, если
оно не оптимально для
достижения желаемого
результата;
– развитие навыков социального
взаимодействия, которые
определяют точки роста и
успехи ученика во
взаимодействии с другими
Технология «Ненасильственное
общение» в этом контексте
позволяет достичь
взаимопонимания с учениками и
их родителями. Использование
технологии призвано сохранить
доверительные отношения даже
в ситуациях сложных
конфликтов, когда отношения
классного руководителя и
ученика оказываются под
угрозой, на грани конфликта.
Ненасильственное общение
помогает сохранить
доверительные отношения в
ситуациях недопонимания и

Вид деятельности

Коррекция поведения
ребёнка через частные
беседы с ним, его
родителями или законными
представителями, через
включение в проводимые
социальным педагогом
тренинги общения; через
предложение взять на себя
ответственность за то или
иное поручение в классе

Форма деятельности

Индивидуальные беседы

Работа с родителями (законными представителями)
Регулярное
Родительские собрания,
информирование родителей индивидуальные беседы,
о школьных успехах и
деятельность в рамках
проблемах их детей, о
службы медиации,
жизни класса в целом
школьного психологопедагогического
Помощь родителям
(законным представителям) консилиума
школьников в
регулировании отношений
между ними,
администрацией школы и
учителями-предметниками
Организация родительских
собраний, происходящих в
режиме обсуждения
наиболее острых проблем
обучения и воспитания
школьников
Привлечение членов семей Семейные праздники,
школьников к организации конкурсы, соревнования
и проведению мероприятий
класса
Организация на базе класса
семейных мероприятий,
направленных на сплочение
семьи и школы
Работа с учителями, преподающими в классе
Регулярные консультации
Беседы, индивидуальные
классного руководителя с
консультации, личные
учителями-предметниками. встречи

Содержание деятельности

разрешить сложные ситуации, не
потеряв контакт с ребёнком.
Организация деятельности детей
на основе их интересов – одно из
направлений коррекции.
При выборе способов и методов
коррекции нарушений поведения
детей учитываются
индивидуальные особенности
ребёнка, уровень социальной
адаптации, соотношение
биологических и социальнопсихологических факторов.
Также учитываются возраст,
индивидуальные условия
воспитания.
Информирование родителей
(законных представителей) о
школьных успехах и возможных
проблемах детей, выявленных в
ходе проведения исследования
развития социальноэмоциональных навыков, о
жизни класса в целом.
Организация и проведение
родительских собраний, которые
углубляют знания родителей о
развитии социальноэмоциональных навыков своих
детей и способствуют созданию
воспитывающей среды дома.

семейный фотоконкурс «Моя
родословная»;
творческая новогодняя
«Мастерская Деда Мороза»;
совместное детско-родительское
мероприятие «Взрослые и дети»
совместное детско-родительское
мероприятие «В мире
профессий»
Создание профессиональных
обучающихся сообществ с
целью решения конкретных
проблем класса, направленных
на формирование единства
мнений и требований педагогов

Вид деятельности

Форма деятельности

Содержание деятельности

по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между
учителями и учащимися .
Привлечение учителей,
работающих с классом к
внутриклассным мероприятиям.

Привлечение учителей к
Совместные дела,
участию во внутриклассных праздники, конкурсы,
делах.
соревнования, игры,
коллективные
творческие дела
познавательной,
творческой
направленности,
классные часы, тренинги
Модуль «Основные общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных
творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы выделяются
тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными, личностно
значимыми, главное, в празднике – своеобразная форма духовного самовыражения и
обогащения ребёнка.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать
хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
На внешкольном уровне:
проведение благотворительных акций совместно с социальными партнёрами;
спортивных состязаний, праздников, фестивалей, представлений, уроков доброты;
распространение листовок и объявлений, сбор средств, организация благотворительных
ярмарок;
участие школьников в различных мероприятиях акции «Твой ровесник на войне»:
онлайн-чтения книг о войне, посещение выставок, Уроки Мужества;
участие в шествии «Бессмертный полк», проведение классных часов, информационных
минуток.
На школьном уровне:
ежегодно проводимые творческие театрализованные, музыкальные, литературные и
т.п. мероприятия, в которых участвуют все ученики, согласно своим способностям и
интересам;

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются
через:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,
слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки,
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребёнка предметно-эстетическая среда школы обогащает внутренний
мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создаёт атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы.
На 1 этаже школы, рекреациях, коридорах размещены регулярно сменяемые
экспозиции работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а
также знакомящих детей с работами друг друга; фотоотчётов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.).
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.). Акцентирование внимания школьников посредством
элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, её традициях, правилах.
Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя
со своими детьми.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для
более эффективного координирования взаимодействия по развитию личностного потенциала
школьников и направлена на согласование позиций семьи и школы в данном вопросе.
Вид деятельности

Форма деятельности

Организация мероприятий, Родительские
дни:
направленных на развитие «Международный День
понимания
ценности семьи», «День Матери» и
семейных уз
др.

Содержание деятельности

Обогащение семейной жизни
эмоциональными
впечатлениями,
опытом
культуры
взаимодействия
ребёнка и родителей

Вид деятельности

Обучение родителей

Форма деятельности

Содержание деятельности

Семейный
рекомендации

всеобуч, Организация встреч семейного
всеобуча
на
темы
(ориентировочно):
«Молчит – значит не выучил:
как эмоции влияют на оценки в
школе»;
«Что
родители
должны
рассказать ребёнку об эмоциях и
умении ими управлять»;
«Не в отметках счастье: что
такое личностный потенциал»;
«Ничего не хочу». Почему дети
теряют интерес и что с этим
делать»;
«Как научить детей ставить
цели и побеждать. Простые и
понятные рекомендации»
Общешкольные
и Решение
наиболее
острых
классные родительские проблем обучения и воспитания
собрания
школьников в разных форматах
Дни открытых дверей
Посещение
уроков
и
наблюдение за организацией
учебного процесса

Обсуждение
проблем
обучения и воспитания
школьников
Посещение
школьных
уроков
и
внеурочных
занятий
для
получения
представления
о
ходе
учебно-воспитательного
процесса в школе
Работа по уровням
На групповом уровне: участие в управлении школой и решении вопросов воспитания и
социализации детей через работу в общешкольном родительском комитете и Совете школы;
обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания на школьных родительских
собраниях; получение рекомендаций и советов от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмен собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей при проведении семейных всеобучей.
На индивидуальном уровне: консультации, беседы специалистов по запросу родителей для
решения острых конфликтных ситуаций, c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей при посещении индивидуальных консультаций, педагогических
консилиумов; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности.
Модуль «Самоуправление»
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольные,
самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественных объединений. Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчётность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами
могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к
школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и др.
В школе создано отделение Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации – Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» –
общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация. Участником
школьного отделения РДДМ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДДМ. Дети получают навыки
эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими людьми,
проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять
свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» – программа «Орлята России» –
уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших
классов в рамках патриотического воспитания граждан РФ. Участниками программы «Орлята
России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших
классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки,
выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за
одного». Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней
единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного
единства, День матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный
день книгодарения, День защитника Отечества, День космонавтики, Международный
женский день, День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в
школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы: деятельность школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий: соревнований, конкурсов,
фестивалей, коллективных дел и т.п.
На уровне классов: деятельность выбранных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих
дел).
На индивидуальном уровне: реализация школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль «Профилактика и безопасность» реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни,
экологической культуры, является формирование ценностного отношения к собственному

здоровью и собственной безопасности, основанного на знании своих потребностей,
особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа
здорового образа жизни.
В школе разработаны и действуют программы по профилактике правонарушений,
алкоголизма, наркомании, токсикомании, проводится систематическая работа с
обучающимися «группы риска»:
программа сопровождения Школьной службы примирения;
программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному
поведению;
программа формирование культуры толерантности и профилактики экстремизма;
программа по обеспечению информационной безопасности детей, производства и
оборота информационной продукции;
программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребление ПАВ
«Дороги, которые мы выбираем...»;
программа «профилактика жестокого обращения с детьми»;
программа «Подросток и закон»;
программа по антикоррупционному воспитанию обучающихся;
программа «Работа с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учёта»;
программа «Гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин, Я – патриот!»;
программа «Здоровье»
На внешкольном уровне: проводятся встречи с представителями межведомственных структур:
Клиникой дружественной к молодёжи, ОДН, представителями прокуратуры по вопросам
профилактики. Привлекаются возможностей других учреждений, организаций, спортивных
клубов, ОО «Первоуральск – город чемпионов». Занятия в спортивных школах, клубах и
секциях.
На школьном уровне: проводятся спортивные соревнований: «Веселые старты», Дни здоровья,
легкоатлетический кросс, соревнования по футболу, эстафеты, спортивные конкурсы;
мероприятия по профилактике ПБ, ПДД; психологические тренинги: первый раз в первый
класс. Используются информационные ресурсы сети Интернет для организации виртуальных
экскурсий, бесед, лекций, диспутов и круглых столов. Организуются и проводятся
экологические праздники и акции; ученики привлекаются к участию в исследовательских
проектах экологической направленности.
На уровне класса: классный родительский комитет участвует в решении вопросов воспитания
и социализации детей класса; проводятся Дни «открытых дверей», во время которых родители
могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе; на классных родительских собраниях проходят
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания; проводятся виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне: работает «Совет профилактики» по запросу родителей для
решения острых конфликтных ситуаций; проводятся консультации, тренинги, беседы,
диагностики; выявляются факторы, оказывающие отрицательное воздействие на развитие
личности и способствующие совершению им правонарушений. Оказывается помощь ребёнку
в личностном росте, в формировании адекватной самооценки, развитии познавательной и
нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков
самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции
и др.; ведётся социально-психологический мониторинг с целью раннего выявления проблем,
организована коррекционная работа.

Модуль «Социальное партнёрство»
Социальные партнеры школы:
Программы

Программа
«Здоровье»

Партнёры, проекты

Совместная деятельность

Детская поликлиника №1,
«Клиника дружественная
к молодёжи», ГБУЗ СО
№ 8,
туберкулёзный
диспансер

Совместная
реализация
программы
«Здоровье»: вакцинация, пропаганда
здорового образа жизни.
Всемирный день борьбы со СПИДОМ;
тематические лектории, встречи с мед.
специалистами;
оформление
медицинского информационного уголка;
беседы
медицинского
работника:
«Закаливание, профилактика простудных
и
инфекционных
заболеваний»,
«Профилактика ОКИ» и др. Выступление
специалистов на родительских собраниях,
с целью медицинского просвещения
Профориентационные игры: симуляции,
деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо
принять решение, занять определенную
позицию),
расширяющие
знания
школьников о типах профессий, о
способах
выбора
профессий,
о
достоинствах и недостатках той или иной
интересной
школьникам
профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия города,
дающие
школьникам
начальные
представления
о
существующих
профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии.

Программа
Предприятия
города:
«Профориентация» ПНТЗ, ОАО «Динур,
Первоуральское
рудоуправление,
«Русский Хром 1915»,
«Уралтрубпром»,
Птицефабрика
«Первоуральская», ГБУЗ
Свердловская областная
станция
переливания
крови, ВДПО, ОМВД
России
по
городу
Первоуральску,
Отдел
военного комиссариата
Свердловской области по
г. Первоуральску
и
Шалинскому
району,
ЦСЗН «Осень», ГКУСЗН
«Первоуральский центр
занятости», Свердловская
железная
дорога;
образовательные
организации: ПМК, ППТ,
УРФУ, Первоуральский
филиал
Уральского
колледжа строительства,
архитектуры
и
предпринимательства,
гимназия
«Корифей»
г. Екатеринбурга, ГБПОУ
СО «Ревдинский
педагогический колледж»
Программа
ИКЦ, ЦКС, ЦДТ, ЦДО,
дополнительного
ДЮСШ, художественная
образования
школа,
музыкальная
школа, ЦГБ, Детская

Вовлечение
учащихся
школы
в
кружковую работу, участие в конкурсах,
проектах.
Организация
творческих
выставок, концертных программ, мастер-

Программы

Общероссийская
общественногосударственная
детско-юношеская
организация
«Российское
движение детей и
молодежи»

Партнёры, проекты

Совместная деятельность

юношеская библиотека,
театр
«Вариант»,
Свердловская
государственная
филармония,
заочная
школа
Московского
физико-технического
института

классов, представлений, киносеансов,
лекториев.
Подбор
литературы,
консультации,
литературные выставки, круглые столы,
библиотечные
уроки,
встречи
с
интересными
людьми,
организация
совместных тематических мероприятий.
Участие детей в конкурсах чтецов,
викторинах
по
литературным
произведениям.
Участие в образовательно-экологических
проектах,
акциях.
Организация
благотворительности в образовательном
учреждении, как способ формирования
культуры
социальной
помощи
подрастающего поколения и решение
социальных проблем в современном
обществе

Волонтёры
Урала,
Волонтёры
Победы,
молодёжная организация
партии «Единая Россия» –
«Молодая
Гвардия»,
ЦСЗН «Осень», ПГО
защиты животных, Дом
малютки,
МДО,
администрация
г. Первоуральск,
ОО
«Город первых».
Программа
по «Евразия»,
Профилактические беседы, инструктажи,
профилактике
«Первоуральск-ТВ»,
экскурсии в ПЧ, организация конкурсов
безнадзорности,
газета
«Вечерний рисунков, совместных мероприятий по
правонарушений и Первоуральск; ГИБДД, правилам
пожарной
безопасности,
употребление ПАВ ОДН, прокуратура, суд, ежемесячная отработка плана эвакуации с
«Дороги, которые Центр
занятости фото-видео-фиксацией, день открытых
мы выбираем...»
населения,
«Деловой дверей.
Профилактические
беседы,
союз
Урала»,
МЧС, совместные
рейдовые
мероприятия:
Духовный
центр «Засветись», «Стоп-гаджет», обеспечение
«Покров» храма во имя порядка при проведении массовых
Смоленской
иконы мероприятий
Божьей
Матери,
Уральский
банк
ЦБ
России.
Самые значимые партнёры школы – это родители, являющиеся активными
участниками образовательного процесса, им делегированы полномочия в управлении школой
– родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей
программу развития школы, модели самоуправления, являются непосредственными
организаторами и участниками экскурсий, поездок, праздников, мастер-классов, спортивных
соревнований, диспутов, совместных мероприятий.
Таким образом, социальное партнёрство школы заключается в обмене опытом, в
совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении
традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг
общения всех участников образовательного процесса, позволяет детям получить социальный
опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников. Эта работа осуществляется
через:
профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвящённых выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн
курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах,
посещение открытых уроков («Проектория» – Шоу профессий);
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включённых в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
Вид деятельности

Форма деятельности

Содержание деятельности

Расширение знаний школьников о
типах
профессий,
условиях
работы, о способах выбора
профессий, о достоинствах и
недостатках
той
или
иной
интересной
школьникам
профессиональной деятельности.
Профпросвещение

Экскурсии
на
предприятия
района,
ярмарки
профессий,
деловые игры, квесты.

Оформление стенда по
профориентации.
Проведение тематических
классных часов

Начальная
профессиональная
подготовка школьников
осуществляется
через
организацию
кружков
дополнительного
образования.

Проведение тематических
классных часов.
Осуществление
взаимодействия
с
учреждениями
дополнительного
образованиями,
предприятиями, центром
занятости.

В ПМАОУ «Школа № 32» реализуются следующие вариативные модули:
дополнительное образование, детские общественные объединения, школьное медиа,
школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные клубы, школьные
театры, наставничество.

Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
разновозрастная группа учащихся и консультирующих их взрослых, целью которой
является освещение (через школьную газету, страницу в ВК) наиболее интересных моментов
жизни школы, популяризация КТД, кружков, секций и т.д.;
проведение круглых столов с обсуждением значимых учебных, социальных,
нравственных проблем; информационно-техническая поддержка школьных мероприятий –
видеосъемка и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов,
спектаклей, вечеров;
школьная интернет-группа – разновозрастная группа школьников и педагогов,
поддерживающее виртуальную диалоговую площадку.
Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации
школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует
развитию творческих способностей, обучающихся и выступает одним из способов
самовыражения и самореализации.
Школьная газета «Новатор 32» выпускается с сентября 2016 года. Во главе газеты стоит
школьный пресс-центр, состоящий из учителя русского языка и литературы, и учеников
школы, осуществляющих непосредственную работу над газетой. Газета «Новатор 32»
является средством объединения детей разных классов. Она помогает формировать
общественное мнение в школе, служит средством развития личности ребенка, способствует
созданию в школе дружного коллектива. Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей,
заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся; делать их выбор
осознанным. Газета помогает выявить лучшие качества личности, сформировать
нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении.
В настоящее время существует школьное сообщество в социальной сети «В контакте»
Информационно-медийный центр «Новатор 32» (vk.com), подписчиками которого являются
педагоги, обучающиеся, их родители и просто заинтересованные школьной жизнью люди. В
группе размещается актуальная новостная информация, проводятся онлайн конкурсы,
проводятся социологические опросы и обсуждения назревших проблем. Считаем данную
форму информирования удобной и оперативной.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения – РДДМ «Молодежь
Урала»; отряд ЮИД «Безопасное колесо», Отряд ДЮП «Тревожный вызов», волонтёрский
отряд «Мы частица щедрой души» – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие
формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
Основной целью создания и деятельности общественных объединений является
поддержка детских и молодёжных инициатив. Основные направления работы:
патриотическое, досуговое, медийное, ЗОЖ и добровольчество.
Отряды ЮИД «Безопасное колесо», ДЮП «Тревожный вызов» формируют навыки
безопасного поведения на дороге, в быту, основы здоровьесбережения. Участвуют в
школьных мероприятиях: организация и проведение флэш-мобов, подготовка агитбригад по
пожарной безопасности и безопасности дорожного движения; выступают перед
воспитанниками детского сада № 57 с представлениями «Дорога безопасности», «Стань
заметнее на дороге».

Школьное объединение «Российское движение детей и молодежи (РДДМ)
Деятельность школьного отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой
школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в
проектах РДДМ.
РДДМ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает
школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для
детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении.
Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех направлений
Движения, которые выступают основой событийности в воспитательном пространстве
организации:
– образование и знания;
– наука и технологии;
– труд, профессия и свое дело;
– патриотизм и историческая память;
– экология и охрана природы;
– туризм и путешествия;
– культура и искусство;
– медиа и коммуникации;
– спорт;
– здоровый образ жизни;
– дипломатия и международные отношения;
– волонтёрство и добровольчество.
Движения основано на реализации следующих социально значимых видов деятельности:
– общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии детей и
молодёжи, заинтересованных в активизации общественной инициативы;
– добровольческая деятельность, добровольное социальное служение, осуществляемая
альтруистически из чувства сопричастности, сострадания;
– социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами
разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурно-историческим ценностям;
– трудовая деятельность, направленная на профессиональное самоопределение личности,
освоение ценностей труда, стремление к достижению профессионализма, подготовка к
успешной самореализации в будущей профессии.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию
ключевых способов деятельности детей и молодёжи в социальной реальности с учётом
возрастных особенностей развития личности. Среди задач РДДМ – поощрять молодых людей
инициировать свои собственные проекты, учить их тому, как вносить необходимые изменения
в качество собственной повседневной жизни.
Основными формами деятельности членов РДДМ являются:
 участие в Днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
 коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
 информационно-просветительские мероприятия;
 разработка и поддержка инициативных проектов, обучающихся;
 организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
Модуль Волонтёрство. Волонтёрское движение «Мы – частица щедрой души»
Участниками движения являются обучающиеся 1 – 11 классов. В основу работы
объединения входит оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в особой
поддержке, социальной защите; участие в общественно полезном труде.
Основными мероприятиями объединения «Мы – частица щедрой души» являются
благотворительные акции: «От сердца к сердцу» (ГКУЗ Со Специализированный Дом ребенка,

Социальная служба «Росинка» социальной помощи семье и детям, Первоуральское городское
общество защиты животных), Благотворительные ярмарки для нуждающихся организаций;
«День добрых глаз и добрых рук» – сбор тёплых вещей, гигиенических средств для пожилых
(ЦСЗН «Осень»), уборка территорий.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в театр, цирк, в
картинную галерею, на предприятие, на выставку, на природу;
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и
родителями школьников по городу Екатеринбургу, Первоуральску и его пригороду, по
Свердловской области, для углублённого изучения биографий проживавших здесь российских
поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Осенний парк», «Оленьи ручьи» и т.п.);
профориентационные экскурсии учащихся в музеи предприятий города: ПАО
«ЧТПЗ»/АО «ПНТЗ»
Модуль «Школьный музей»
Музей истории школы создан в 1995 году и официально зарегистрирован
(свидетельство № 57 от 15.06.1995) как краеведческий «Музей истории школы», так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участвуя в поисковоисследовательской работе, обучающиеся постоянно соприкасаются с традициями народов,
историей города, в разные периоды его существования, историей школы, независимо от того,
какую тему они изучают.
Цель работы музея: включение традиционного музейного пространства в
современную образовательную среду, способствующую личностному развитию школьников.
Задача: активизация работы обучающихся по изучению и сохранению духовно-нравственных
ценностей родного края, развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности,
экскурсоводческой работы через развитие метапредметных компетенций.
Цели и задачи решаются в комплексе, через активное и пассивное участие всех
участников образовательного процесса, имеющиеся информационные, организационные,
материально-технические ресурсы, социальное партнёрство.
Обучающимися школы за многие годы проделана большая работа по изучению истории
родного края. Основным источником знаний по данной теме являются воспоминания
старожилов, с которыми ребята встречаются во время проведения различных мероприятий. В
результате таких встреч и бесед пополняется Книга Памяти, посвящённая ветеранам Великой
Отечественной войны, ушедшим из жизни в послевоенные годы, воинам-интернационалистам
города. Музей постепенно пополняется новыми экспонатами, предметами быта,
фотографиями, письмами и т. д. Материалы музея используются для проведения классных
часов, уроков краеведения, истории, обществознания, во внеклассной работе.

Формами работы музея являются встречи с ветеранами, уроки мужества, экскурсии,
исследовательская, оформительская, поисковая работа, участие в городском и областном
конкурсе музеев образовательных учреждений Свердловской области, в муниципальных и
региональных краеведческих конкурсах, викторинах и смотрах.
На внешкольном уровне планируется: проведение экскурсий; участие в конкурсах; проведение
мероприятий, посвященных памятным датам.
На уровне школы: проведение музейных уроков; проведение уроков просвещения; проведение
классных часов; поисковая работа.
На индивидуальном уровне проводится защита проектов; исследовательская работа.
Модуль Школьный спортивный клуб «Легенда 32»
Направление деятельности школьного спортивного клуба включает в себя знания,
установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и
укрепление физического и психического здоровья учащихся всех возрастов.
Школьный спортивный клуб призван сформировать:
 представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
 о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах;
 навыки рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
 навыки двигательной активности;
 умения следить за своим физическим состоянием;
 системы привычек по физической тренировке тела;
 развитие системы профилактических умений по охране здоровья.
Ключевые мероприятия школьного спортивного клуба: спортивные соревнования, классные
часы по ЗОЖ, участие в городских соревнованиях, работа сети спортивных кружков и секций
в рамках внеурочной деятельности.
Модуль «Школьный театр»
Школьный театр основан на применении театральной педагогики и хорошо развитой
системе музыкально-эстетического воспитания обучающихся в школе.
Имеющиеся ресурсы творческих, профессиональных педагогов, активных и
талантливых детей и любящих родителей дают возможность создать в школе интересную
насыщенную жизнь, состоящую из многочисленных концертов, театральных постановок,
праздничных мероприятий и массовых праздников высокого уровня подготовки и качества
проведения.
Цель работы школьного театра: создание условий для гармоничного развития личности
ребёнка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.
Задачи:
 выявление талантливых, творчески активных учащихся и формирование их в детский театр;
 планирование и обеспечение высокого качества и уровня основных мероприятий, где
необходимо включение театральных постановок, инсценировок, концертных номеров,
массовок;
 обучение учащихся навыкам актёрского мастерства, пению, танцам, выразительному
чтению, костюмированию, созданию и использованию реквизита;
 создание базы сценариев, фотографий и видеозаписей мероприятий;
 мотивация педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность
демонстрации своего опыта.
Задачи школьного театра совпадают с идеей организации целостного образовательного
пространства школы, как культурного мира, в котором школьный театр проявляет
художественно-эстетическое воздействие на обучающихся.

Организационный раздел
Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс обучающихся школы осуществляют администрация школы,
классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог, педагог-психолог.
Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием)

Директор школы

Заместитель директора
по УВР

Советник директора по
воспитанию и по
взаимодействию с
детскими
общественными
объединениями

Классные руководители

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса

- управление воспитательной деятельностью;
- создание условий, позволяющих педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
- формирование мотивации педагогов к участию в разработке и
реализации разнообразных образовательных и социально
значимых проектов;
- организационно-координационная работа при проведении
общешкольных воспитательных мероприятий;
- регулирование воспитательной деятельности в ОО;
- контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ОО (в том числе
осуществляется через мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ОО)
- стимулирование активной воспитательной деятельности
педагогов
- проведение анализа итогов воспитательной деятельности в
ОО за учебный год;
- планирование воспитательной деятельности в ОО на учебный
год, включая календарный план воспитательной работы на уч.
год;
- информирование о наличии возможностей для участия
педагогов в воспитательной деятельности;
- организация повышения психолого-педагогической
квалификации работников;
- участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и
т.д.;
- организационно-методическое сопровождение
воспитательной деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
- развитие сотрудничества с социальными партнёрами
- информирование о наличии возможностей для участия
педагогов в воспитательной деятельности;
- участие обучающихся в конкурсах, акциях, мероприятиях
различного уровня;
- организационно-методическое сопровождение
воспитательной деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
- организация работы детских общественных организаций и
самоуправления;
- проведение и координация воспитательных мероприятий;
- составление отчетов и информационных справок по запросу.
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий
для развития личности, самоутверждения каждого

Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием)

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагоги-предметники

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса

обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов учеников;
- организация системной работы с учениками в классе;
- гуманизация отношений между школьниками, между
школьниками и педагогическими работниками;
- формирование у детей нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
- организация социально-значимой творческой деятельности
учеников
- анализ ситуаций жизнедеятельности школьников; разработка
мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе
образования;
- проектирование программ социальной компетентности,
социокультурного опыта;
- разработка мер по профилактике социальных девиаций среди
детей;
- планирование совместной деятельности с институтами
социализации в целях социализации обучающихся;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на
воспитание, образование, развитие и социальную защиту
личности в образовательном учреждении и по месту
жительства учащихся.
- анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
- разработка мер по социально-педагогической поддержке
детей в процессе образования;
- проектирование программ формирования у учащихся
социальной компетентности, социокультурного опыта;
- разработка мер по социально-педагогическому
сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка мер по профилактике социальных девиаций среди
детей;
- планирование совместной деятельности с институтами
социализации в целях обеспечения позитивной социализации
обучающихся;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на
воспитание, образование, развитие и социальную защиту
личности в школе и по месту жительства учащихся
- осуществление обучения и воспитания обучающихся с
учётом их психолого-физиологических особенностей и
специфики преподаваемого предмета, требований ФГОС;
- формирование общей культуры личности, социализации,
осознанного выбора и освоения образовательных программ;
- осуществление комплекса мероприятий по развитию у
обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формированию
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях

Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием)

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса

современного мира, формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации
рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
- сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу (работа
школы наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по
вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим
проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
- участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания;
- участие в работе городских и региональных методических объединений представление
опыта работы школы;
- участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовнонравственному воспитанию.
Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных локальных
актах по воспитательной работе:
должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной
деятельности,
Положение о классном руководстве,
Положение о внеурочной деятельности,
Положение о школьном спортивном клубе,
Положение о Совете по профилактике правонарушений,
Договор о сотрудничестве с социальными партнёрами,
локальные акты по нормативному и методическому обеспечению воспитательной
деятельности.
Все локальные акты представлены на сайте образовательной организации.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в школе;
формирование доброжелательного отношения к ученикам и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребёнка;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей школьников, содействие
повышению
уровня
их
педагогической,
психологической,
медико-социальной
компетентности.
В настоящее время в ПМАОУ «Школа № 32», получает образование 2% детей с ОВЗ и
детей инвалидов. Дети ОВЗ и инвалиды находятся под пристальным контролем классных
руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать
в различных формах жизни детского сообщества: в работе органов самоуправления,

волонтёрского отряда, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных
праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях
группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и
уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции учащихся
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и/или в конкретных
проявлениях активной жизненной позиции;
- награждение почётными грамотами и дипломами за победу или призовое место с указанием
уровня достижений учеников в различных школьных конкурсах и викторинах;
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей;
- включение в группу для подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Видами материального поощрения являются: ценные и памятные подарки, оплата
расходов по участию в олимпиадах, форумах, конкурсах, конференциях (при наличии
финансирования), предоставление оздоровительного отдыха и обучающих экскурсий (за
бюджетные средства по согласованию с управлением образования).
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты
признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего
в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);

распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного
социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических
работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном
развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы,
затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над
чем предстоит работать педагогическому коллективу.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности детей и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
учениками и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде
отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
общеобразовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».