Управление образования муниципального образования городского округа Первоуральск Первоуральское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 32» пр. Ильича, д. 6, г. Первоуральск, Свердловская область, 623100 тел/факс (8 343 9) 64–91–56, 64–90–86, 64–92–39 e-mail: shk-32@mail.ru Рассмотрено: педагогический совет от 17.05.2024 № 10 Утверждено: приказ директора №183 от 31.05.2024 Основная образовательная программа дополнительного образования Первоуральск, 2024 год Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования ПМАОУ «Школа №32» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; действующими Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, ООО, СОО; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021 № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания СанПиН 1.2.3685-21». Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребёнком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и содействующий самореализации, и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, даёт шанс каждому открыть себя как личность, предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; организовывает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Обучение детей осуществляется на основе общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Все программы дополнительного образования предлагаются ребятам по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Этот момент чрезвычайно важен для любого школьника, а особенно для обучающихся, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают воспитанников интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребёнку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время способствует укреплению самоорганизованности, самореализации, саморазвитию, самовоспитанию, самодисциплины, умению планировать свое время. Роль таких занятий необычайно высока в общем процессе воспитания и образования школьников. Организованные детские коллективы, не связанные напрямую с учебной деятельностью, создают благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста, сплачивают узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. Проводимая во время занятий подготовка к массовому участию обучающихся в регулярно проводимых в школе мероприятиях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за неё. Целью дополнительного образования является создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Основными задачами дополнительного образования являются: организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России; формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культуры и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; организация свободного времени, содержательного досуга обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся; профессиональная ориентация обучающихся; выявление, развитие и поддержка одарённых детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; создание на базе школы технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также школьного спортивного клуба для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе: реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтёрство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.). Принципы дополнительного образования Принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры. Принцип демократизма – свободный выбор видов и сфер деятельности. Принцип дифференциации образования – ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка. Принцип системности – преемственность знаний. Принцип единства обучения, воспитания, развития. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса. Принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности. Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества. Реализация дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям: техническое, художественное, физкультурно-спортивное, социальногуманитарное. Техническое направление Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодежи. В рамках реализации программ технической направленности создаются условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. Художественное направление Целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами кружков являются: развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызывание чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; формирование художественноэстетических знаний, умений и навыков. Физкультурно-спортивное направление Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил; формирование ответственного отношения к ведению честной игры к победе и проигрышу; организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Социально – гуманитарное направление В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социальногуманитарной направленности создаются условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиаграмотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования: I. Уровень (начальная школа). Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования. II. Уровень (основная школа). Формирование теоретических знаний и практически навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. III. Уровень (старшая школа). Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. Основные функции дополнительного образования Ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребёнком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности. Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, умения вести диалог. Социально-адаптационная, обеспечивающая ребёнку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества. Психотерапевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребёнок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха. Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда. Культурообразующая, способствующая активному включению ребёнка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения. Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – образовательная и культурнодосуговая деятельности. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка. Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности. Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, клубы, отряды и др. При этом основным способом организации деятельности является их объединение в группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Группа (в той или иной её разновидности) является основным способом организации деятельности школьников практически в любом из видов детских объединений. В них могут заниматься обучающиеся от 6, 6 до 18 лет. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиНом, посещение ребёнком занятий более чем в 2х объединениях не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одной направленности рекомендуется не более 2 раз в неделю. Занятия в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни. Дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются экспедиции туристические походы, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода перманентность образовательного процесса. Обычно учебные занятия в группах объединений дополнительного образования начинается 1 сентября и заканчивается 24 мая текущего года. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся; проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный состав детских объединений определяется программой педагога в зависимости от возраста обучающихся. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых объединений. Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Занятия начинаются как в первой, так и второй половине дня после завершения основных занятий. Продолжительность занятий 40 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений. В группах занимается не менее 10 человек. При необходимости проводить занятия возможно с применением дистанционных образовательных технологий. При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, возможно, организовывать деятельность обучающихся с использованием: образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем); возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, он-лайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися); бесплатных Интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам; ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении); образовательных и развивающих материалов на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания). Содержание дополнительного образования в школе В 2024-2025 году школа реализует дополнительное образование по следующим образовательным программам: «Хоровое пение», театральный кружок «Современники», «Основы огневой и строевой подготовки», ДЮП «Тревожный вызов», ЮИД «Безопасное колесо», Пресс-центр «Новатор 32», «Музейное дело», «Фотокружок» и по сетевому взаимодействию с Кванториумом «Промышленный дизайн» по программе «Стратагема». Социально-гуманитарное направление Пресс-центр «Новатор 32» Целью работы кружка является развитие и реализация творческих способностей учащихся, совершенствование навыков литературного творчества, повышение интереса к учёбе, приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютером по основам журналистики и компьютерному дизайну, развитию умения ориентироваться в мире информации и работать с ней. Программа работы пресс-центра актуальна, так как связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культурой. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающихся в образовании и обучении. Новизна программы в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в повседневной жизни. Художественное направление «Хоровое пение» Программа основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа реализуется на базовом уровне. Целью работы кружка является развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность – пение в хоре. Процесс музыкального воспитания и развития музыкальной культуры школьников является актуальным. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Новизна программы заключается в модификации и систематизировании содержания лучших программ обучения пению. Методика обучения по программе такова, что обучающийся, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объём певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки. В кружке могут заниматься дети без специальной подготовки и возможностей, данная программа доступна всем детям, желающим петь и изучать музыкальное искусство. Театральный кружок «Современники» Цель – приобщение обучающихся к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально-активной личности средствами театрального искусства. Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающихся. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Новизна данной программы состоит в том, что в ней органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что представляется ценным. Программа учитывает интересы образовательного учреждения, в котором занимаются ребята школьной студии. В работе творческого объединения могут принимать участие все желающие. В процессе реализации данной программы каждый ребенок получит необходимые знания и сможет проявлять себя в качестве исполнителя отдельного произведения и роли в представлении. Занятия актерским мастерством дают возможность решить ещё одну важную задачу, необходимую для формирования человека и воспитания его души: воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению. Физкультурно-спортивное направление «Основы огневой и строевой подготовки» Целью работы кружка является создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе, их социализации в обществе. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Новизна программы в том, что занятия строятся не только как обычный урок, особенность их проведения заключается в практической направленности. С этой целью предусмотрены практические занятия по огневой и строевой подготовке, для которых оборудуются учебные места и площадки, имеются технические средства обучения, дидактические материалы. ЮИД «Безопасное колесо» Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении и т. п. Целью работы кружка является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией, связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений. Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды. Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно. Учащимся предлагается в развивающих игровых формах изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей в том, чтобы научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде. ДЮП «Тревожный вызов» Целью данной программы является профилактика борьбы с огнём, обучение учащихся мерам пожарной безопасности, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Программа разработана с учётом особенностей общего образования и возрастных и психологических особенностей для обучающихся 4-5 классов. При разработке программы учитывались индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике. Данная программа работы с детьми актуальна, так как в современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнём стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие правила безопасности жизнедеятельности. Школьникам предлагается в развивающих игровых формах изучение культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует заинтересованности детей в том, чтобы научиться правильно и безопасно вести себя в дома, в школе, в социуме. Техническое направление «Фотокружок» Цель - создание условий для развития творческого потенциала личности учеников, формирование необходимых навыков вежливого общения и работы в коллективе, активного участия в современной жизни посредством овладения навыков фотосъемки. Развитие творческого мышления, создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеофильмов и телерепортажей, изучения лучших образцов экранной культуры. Актуальность программы еще в том, что в нашем современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с новыми информационными компьютерными технологиями и искусством. Программа «Фотокружок» актуальна еще тем, что желающих заняться цифровой фотографией много, прослеживается связь теории с практикой, присутствует нравственно- эстетическая доминанта, она позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцированно подойти к обучению. Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии. Применение компьютерных технологий на занятиях кружка позволяет активизировать работу школьников, повысить интерес к занятиям фотографией. Фотодело способствует не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию детей. «Кванториум. Промышленный дизайн. Стратагема» Программа реализуется в сетевой форме с ГАНОУ СО «Дворец молодёжи». Цель программы – сформировать навыки работы с высокотехнологичным оборудованием, привлечь обучающихся к проектной, исследовательской, изобретательской и конструкторской деятельности в научно-техническом направлении. Развитие личности обучающихся (мышления, памяти, речи, навыков коммуникации, креативности, эмоционального интеллекта, воли, самоидентификации, рефлексии) путём вовлечения в командную социально-значимую практическую деятельность. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в технически грамотных специалистах в области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки будущих квалифицированных инженерных кадров. Новизна сетевой программы «Кванториум. Промышленный дизайн. Стратагема» основана на реализации профориентационных задач, обеспечивая возможность знакомства с основами современных профессий технической направленности. Это подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми необходимо для развития изобретательства, инженерии и молодежного технологического предпринимательства, что необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда. Обучение по данной программе направленно на проектную деятельность в командах, самостоятельный выбор необходимый для работы компетенций, а также решений реальных проектных задач. Все это является ценным опытом для дальнейшего профессионального ориентирования, раскрытия собственного потенциала и саморазвития. В рамках программы, обучающиеся получат знания, умения и навыки ведения технических проектов. Научатся планировать свою деятельность, собирать и обрабатывать информацию, анализировать и мыслить критически, составлять отчетные материалы, работать в команде, визуализировать и презентовать свои идеи и решения, а также выступать публично. Туристко – краеведческое направление «Музейное дело» Цель сформировать представление о музее как социально - культурном институте, средствами учебно-исследовательской, проектной деятельности подростков. Актуальность - сегодня в работе образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, т.к. перед школой встаёт задача возрождения утраченных духовных ценностей. Поэтому одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по – настоящему гармоничной личности Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности, познанию, учитывает их возраст, индивидуальные особенности и возможности. Реализация программы поможет раскрыть творческие способности каждого ребенка. Обучение и воспитание уважения к героической истории России, культурному наследию своего народа, привитие интереса к истории и культуре своей Родины, к истокам народного творчества осуществляется в процессе творческой работы Планируемые результаты Планируемые результаты освоения ООП дополнительного образования соответствуют современным целям общего образования, представленным во ФГОС НОО, ООО и СОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающихся. Личностные результаты Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ДО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты освоения ООП ДО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения ООП ДО отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися межпредметных понятий – используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её целевой аудитории. Метапредметные результаты сгруппированы по трём направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: познавательными универсальными учебными действиями; коммуникативными универсальными учебными действиями; регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта. Предметные результаты Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Классы 1-4 5-9 Планируемые результаты Предметные Метапредметные Усвоение учениками Освоение учениками конкретных элементов способов деятельности, социального опыта, применимых как в изучаемого в рамках рамках отдельного образовательного объединения – знаний, процесса, так и в умений, навыков; опыта решении реальных решения проблем, жизненных проблем. опыта творческой деятельности, ценностей Усвоение учениками Применение учащимися конкретного способов деятельности социального опыта, как в рамках изучаемого в рамках образовательного отдельного процесса, так и в Личностные Формирование системы ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Развитие инициативности, самостоятельности, сотрудничества в Классы 10-11 Планируемые результаты Предметные Метапредметные объединения – знаний, решении реальных умений, навыков; опыта жизненных проблем. решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к себе, к окружающим людям, к жизни в целом Умение организовывать Умение решать образовательную проблемы в реальных деятельность жизненных ситуациях. Личностные разных видах деятельности. Сформированность нравственных норм поведения в природе, социуме; безопасности жизнедеятельности. Таким образом, обучающиеся, прошедшие обучение по дополнительным общеразвивающим программам: обладают способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; знают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы социальных явлений и традиций; умеют самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её; умеют применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения; овладевают способами духовного и интеллектуального саморазвития; овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Методическое обеспечение образовательного процесса В образовательном процессе при реализации образовательных программ дополнительного образования обучающихся используются: технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности и её способностей, ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности обучающегося и их реализацию; технологии проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, использующие поисковые, исследовательские методы; игровые технологии, обеспечивающие личностно-деятельностный характер усвоения знаний, умений и навыков, выполняющие функции коррекции, социализации, коммуникации, включающие коммуникативные виды деятельности; технологии сотрудничества, устанавливающие приоритет личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленности содержания; технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, обеспечивающие оптимальные условия для усвоения программного материала на различных уровнях, индивидуального развития обучающегося в условиях группы; информационные технологии, опирающиеся на использование компьютерной и мультимедийной техники; метод проектов, как педагогическая технология, обеспечивающий обучающимся возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач; здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья участников образовательного процесса, профилактику здорового образа жизни. Формы аттестации В целях контроля выполнения образовательных программ, определения уровня теоретической подготовки обучающихся и выявления у них степени сформированности практических знаний, умения и навыков в школе проводится промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Формы проведения аттестации определяются самим педагогом таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы: зачёт, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция и т.п. Учебный план Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются уставом школы и соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Учебнотематические планы образовательных программ составлены в соответствии с современными требованиями написания образовательных программ и имеют определённый объём учебной нагрузки: 33 часа в год (1-е классы), 34 часа в год (5-11-е классы) – 1 час в неделю на 1 группу; 68 часов в год (5-11-е классы) – 2 часа в неделю на 1 группу; 102 часа в год (4-11-е классы) – 3 часа в неделю на 1 группу; 204 часа в год (9-11-е классы) – 6 часов в неделю на 1 группу. План дополнительного образования на 2024 – 2025 учебный год Кружки, секции класс 1 год 2 год 3 год 1 1 4 год 5 год 1.Художественное направление 1. Хоровой пение 2 «Театральный «Современники» кружок 3-7 1 6-8 2 2. Физкультурно – спортивное направление 2 Основы огневой и строевой подготовки 10 1 4 ЮИД «Безопасное колесо» 5-9 1 5 ДЮП «Тревожный вызов» 5 1 3. Социально-гуманитарное направление 1 Пресс – центр «Новатор 32» 6-11 1 1 4. Туристко – краеведческое направление 1 Музейное дело 5-9 1 5. Техническое 1 Фотокружок 5-9 2 Заключение Растущий человек ждёт от мира разнообразия. Среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Достаточно выбрать дело по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая школьника и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. В отличие от общего образования дополнительное – не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование создаёт дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, обеспечивает удовлетворение творческих и образовательных потребностей современного человека.